26 февраля Неделя сыропустная. Воспоминания Адамово изгнания
Цитата дня. Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин |
Богослужение этого дня совершил ключарь храма Всех Святых иерей Антоний Шувакин. Всенощное бдение предписывает уставом освящение 5 хлебов, пшеницы, вина и елея, «Когда затворился рай, солнце скрыло лучи, луна со звёздами превратилась в кровь, горы ужаснулись, холмы вострепетали. Изгнанный Адам руками бил по лицу, говоря: „Милостивый помилуй меня, падшего“» — Стихира на Литии.
На полиелее читалось Святое Евангелие посвящённое Воскресению Христову. На литургии сугубой ектеньи иерей Антоний вознёс молитвы о мире в земле Украинской. Праздничное песнопение исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой Ирины Леонидовны. По окончании литургии отец Антоний обратился с проповедью к прихожанам на тему Евангельского чтения.
Мф.6:14—21
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
В эту неделю Святая Церковь приводит нам память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы этим несчастьем нагляднее представить всю важность предлежащего подвига, а в утрате райского блаженства указать предмет, достойный покаяния и слёз. Пример прародителей показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные последствия и научает убегать невоздержания, как начало источника грехов, и обращаться к покаянию как к единственному средству избавления от гнева и суда Божия.
В Евангельском и апостольском чтениях Святая Церковь предлагает последние свои наставления касательно подвига собственно поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы, состоять в нелицемерном исполнении правил пощения и неосужденном отношении к ближним. Примирение со всеми, отпущение и прощение всем согрешений пред нами — есть первое, главное и необходимое условие примерения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды между собою нельзя приступать ко Господу, нельзя и начинать святые поприща поста и покаяния. Отсюда произошёл обычай православных христиан испрашивать прощения друг у друга, равно как ходить на могилы умерших для той же цели, почему самый день называется в просторечии прощёным и прощальным.
Святой Иоанн Златоуст учит: «Прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самого, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем, и притом от самих себя».
Этим днём заканчивается вкушение сыра, яиц и рыбы, почему эта Неделя называется так же и сыропустом. То есть отпущением или прекращением сыра.
- 444 просмотра