6 марта — Прощёное воскресенье. Приводим размышления иерея Антония Шувакина

Иерей Антоний Шувакин

Духовное размышление в день прощённого воскресения

Во Имя Отца и Сына и Святаго духа.

Сегодняшний день называется Прощёное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста.

Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и духовенству храма испрашивают у них прощение и те у них, а после просят прощение друг у друга. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с коллегами и сотрудниками.

Прося друг у друга, прощение мы уподобляемся древним Египетским подвижникам. Уходя в пустыню из монастыря для уединения и духовных подвигов, чтобы ещё больше почувствовать и осознать себя вблизи Бога, они примирялись, между собой не надеясь, на то, что ко дню Пасхи могут вернуться назад в монастырь живыми и здоровыми.

Каждый Христианин надеется и желает быть в мире и прощении у Бога. Самый короткий путь, быть в мире с Богом, это покаяние, и исповедь у священнослужителя — учат святые отцы Церкви.

Господь наш Иисус Христос учит нас словами из священного Писания:

Мф.5:23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
Мф.5:24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Мф.5:25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
Мф.5:26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский на этот Евангельский отрывок:

«Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение снисходительное, терпеливое, всепрощающее, полное любви, чтобы Бог простил и нам».

А вот как толкует этот отрывок святой Феофилакт Болгарский:

«Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам „если брат твой имеет что-нибудь против тебя“ не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: „если ты имеешь против него“, но говорил: „если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою“. Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва».

Однажды с одним человекам произошла интересная история: он ехал со своей семьёй домой, сам находился в не добром расположении духа, нервничал, злился, ощущал себя правым во всём, в общем, при встрече с какой-то неприятностью могла произойти ссора. Он заметил, что за ними следом пристроился полицейский патруль. Так продолжалось долгое время. Не смотря на то что он соблюдал ПДД, не заметно для себя стал ускоряться, но совсем на немного. В этот момент полицейский, который неотступно и довольно долго следовал за ним, останавливает их автомобиль.

Водитель не довольный выходит из машины и на требование полицейского показывает свои документы. Патрульный стал, объяснять ему причину требования остановится. И тут он почувствовал себя как пойманный зверь, всё внутри не так, хочется спорить и оправдываться, но понимает что всё бесполезно. Вдруг неожиданно для себя он просит у полицейского прощение, смиряется с тем, что действительно он нарушитель правила движения, что он не прав. Полицейский как ни в чём не бывало возвращает документы, предупреждает об опасности быстрой езды, желает счастливого пути, и уезжает в противоположную сторону. Сев за руль ему хотелось разрыдаться. Как он говорит: Бог спас его от разрастающегося внутри его души гнева.

В Святом Евангелие много говорится о прощении, Христос прощает в рассказанных притчах, прощает блудниц, прощает и исцеляет болящих людей, просит своего небесного Отца простить своих распинателей, Его убийц. Но как быть, если человек сталкивается с тем, что не может простить, что у него нет на это не каких сил. Тогда вспомним слова Христа — сила Божия в немощи совершается. Вставай на колени и с глубокой верой проси Бога, чтобы он тебе помог, чтобы Он вмешался в твою жизнь, чтобы Он изменил твоё сердце по отношению к обидчику.

Вот что говорит нам Христос:

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам.
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят.
Или есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а он подаст ему камень?
Или рыбы попросит, а он подаст ему змею?
Итак, если вы, будучи злы, умеете давать дары благие детям вашим, тем более Отец ваш, Который на небесах, даст благо просящим у Него." (Мф. Гл.7. 7-11.)

Нам остаётся иметь веру, иметь доверие Ему, что Бог услышит меня придёт на помощь. Но если и здесь я слабо верю, то вспомним отца, у которого умирал сын, с силой и со слезами он с криком просит Бога — верую, помоги моему неверию.

Часто ли мы требуем у Бога, чтобы Он нас услышал, часто ли мы желаем знать, а слышит ли Он нас? Часто ли мы с твёрдым намерением ожидаем от Него ответа? А, ведь Он живой Бог! Бог реальная личность!

Пока Ты мне не поможешь, пока Ты меня не услышишь, я не сойду с места, не отступлю от своего намерения. Даже если мне предстоит это испытание пронести через всю жизнь, я буду ждать, потому что тебя люблю, хочу любить, и исполнять Святую Твою волю. Но сегодня мне необходима Твоё присутствие.

Хотел всем нам пожелать в дни великого поста обрести Дар прощения, прощать всех кто его просит, и нуждается в нём, первому сделать на встречу шаг к тому, кто не решается первым примирится. Желаю в этой добродетели утвердится, и быть похожим нашему создателю.

Богу нашему Слава, всегда ныне и во веки веков Аминь.

Категория: