Архиерейское богослужение в субботу 6-й седмицы Великого Поста. Воскрешение праведного Лазаря
О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, Тропарь праздника |
В субботу 6-й седмицы Великого Поста Святая Церковь почитает память Воскрешения святого Лазаря Четверодневного. Лазарева суббота — день накануне Вербного воскресения — завершает Великий пост. В этот день вспоминается, как Христос воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до того. Это воскресение стало прообразом Воскресения Христова, это чудо Христос совершил перед тем, как выйти на путь крестных страданий. Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы.
В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся.
В этот день Литургию в храме в четь Всех Святых совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский в сослужении духовенства храма. Песнопения литургии исполнил хор храма. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О даровании мира земле Украинской» и «О ниспослании пастырей Церкви Петропавловской».
По окончании литургии владыка обратился к собравшимся со словами проповеди: Из Евангелия мы видим, что силу жизни вечной, силу Царства Божия, Господь являл людям (не столько стараясь «доказать» некие вероучительные положения, сколько именно ЯВЛЯЯ им факт этой силы и оставляя жить перед лицом этого факта) не единожды: преобразуя косную материю, показывая несостоятельность, без-божность таких, казалось бы, незыблемых законов, управляющих миром сим: останавливая бушующие волны, претворяя воду в вино, умножая хлебы, исцеляя неизлечимо больных и бесноватых.
Воскрешение Лазаря из Вифании, уже начавшего разлагаться в погребальной пещере, явило эту силу настолько ярко и мощно, что слава о Назарянине умножилась среди иудейского люда многократно, и на следующий день Его, въезжающего через Сузские ворота в Иерусалим на ослике, народ встречал с небывалым подъемом и ликованием, как Мессию и царя. Чаша терпения церковной элиты переполнилась, разговоры между ее авторитетами о том, что «этого, делающего себя Богом», надо срочно ликвидировать ради всеобщего спокойствия, достигли предельного градуса обеспокоенности, а воскресшего Лазаря они возненавидели не менее чем самого Иисуса, о чем свидетельствует евангелист Иоанн.
Всё это знакомо и нам с вами: стоит нам немного стяжать благодати Божией, приложить усилия в молитве ли, посте, делании во Христе — так сразу в это место бросаются разозленные духи нечистые, пытаясь новым восстанием страстей и возмущением скорбей житейских погасить затеплившийся огонек, загнать пробудившуюся душу назад, в уныние и отчаяние, в сон смертный...
Но не тут-то было — опыт воскресения, полученный нами в дни Великого поста и Пасхи Христовой, уничтожить невозможно, этот свет жизни остается в нас навсегда, с каждым усилием, с каждым опытом приятия благодати, мы становимся все сильнее.
По преданию, после своего воскрешения Лазарь прожил еще тридцать лет, был епископом Кипра (в западной традиции — Марселя). Помнил ли он те четыре дня в лоне тления? Думаем, что помнил. Тому порукой — и многочисленные свидетельства людей, переживших опыт посмертия: они возвращались в жизнь, но помнили те места, в которых побывали, и их мировоззрение зачастую менялось кардинально.
Конечно, Лазарь потом умер еще раз — но уже как христианин, смерть окончательно потеряла над ним власть и стала переходом в вечную жизнь.
- 1601 просмотр