Благовещение — начало, основание и причина нашего спасения

 

Сошествие на землю Сына Божия, нами воспоминаемое,
есть событие для нас самое радостное;
ибо в нем, как премудро возглашает Церковь,
и только в нем едином,
«спасения нашего главизна», — начало, основание и причина.
Если бы Сын Божий не сошел на землю,
то никто из нас, земнородных, не взошел бы на небо.
Свт. Иннокентий Херсонский

Благовещение Благовещение Благовещение

Два великих церковных торжества сошлись воедино в нынешнем Великом посту. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестопоклонная Неделя (Воскресение). Начало и конец нашего спасения — вот пища умов и сердцец верующих в этот святой день.

Праздник Благовещения — это великая радость всем людям. Глядя на праздничную икону, можно узнать очень многое об этом славном празднике. На ней нам предстают Пресвятая Богородица и Архангел Гавриил, посланный от Бога сообщить Деве Марии, что Она через девять месяцев родит Сына: Бога и Человека Господа Иисуса Христа. И мы видим на иконе, как Дух Святой сходит на непорочную Деву и в Ней принимает начало земная жизнь вечного Бога.

Не было и не будет больше такого великого чуда: Бог рождается от Девы. Известие это столь радостно и величественно, что имеет одно святое имя со всем Христовым Благовестием («Евангелие» — греч. «Благая Весть»).

Бог пришёл к людям. На радость ли Он пришёл? Для счастья? «Нет, для Него Самого воплощение было главизною уничижения, началом лишений и страданий. Ибо что нашел Он на земле, приняв плоть человеческую? Нашел крест, который и носил всю жизнь, доколе Сам не был вознесен на Крест», — говорит святитель Иннокентий Херсонский в проповеди. Об этом размышляют верующие во время воспоминания Креста Христова, Его распятия и смерти на Кресте.

Что же выбрать в нынешнем году: радость Благой Вести Архангела или оплакивать Христову смерть на Кресте? «Что избрать: слезы или радость? Крест или ветвь райскую? Для грешников, имеющих нужду в непрестанном очищении, нужнее слезы, безопаснее держаться за крест. Но грешникам помилованным, удостоенным пришествия к ним Самого Царя славы, неприлично уже было бы сетовать безотрадно в самом Его присутствии», — учит нас святой Иннокентий.

Поэтому оплакивая свои грехи в дни Великого поста, скорбя сердцем о Распятии Господа за наши грехи, будем соединять эту спасительную печаль с радостью Спасения, принесённой нам Богом. Который пришёл в мир, пострадал, умер и воскрес ради спасения каждого из нас.

Категория: