Богослужение недели 24. Исцеление 10 прокаженных
На 22 декабря в церковном календаре нынешнего года приходится 24 неделя (воскресенье) после Троицына дня. Нынешнее евангельское чтение повествует нам о милости Божией к отверженным обществом, забытым всеми людям, а также о человеческой благодарности.
За богослужением в храме отец дьякон торжественно прочитал следующий отрывок евангельского повествования (Лк. 17: 12–19):
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Проказа считалась в своё время приговором больному человеку. Он был обречён на скитания, унижения, голод, одиночество и боль.
Святитель Феофилакт Болгарский так объясняет первые стихи Евангелия о 10 прокаженных:
«Встретили прокаженные Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города.
Они остановились „вдали“, как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости.
По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине.
Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом, Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам
Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет.
Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в Законе.
Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно?
Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились».
10 очистились, но вернулся воздать славу Богу лишь один, при этом иноплеменник, которого иудеи считали менее достойным человеком.
Но он в сердце оказался достойнее прочих, потому что был благодарным человеком.
Так ли важна благодарность в жизни каждого из нас? Или она несущественна? В нашей жизни её всё меньше и меньше с каждым годом.
Святитель Николай Сербский учит нас, что Богу сама по себе не нужна наша благодарность, она важна для нас и приносит пользу нам самим:
«Почему отец требует от своего сына, чтобы тот кланялся ему, снимая шапку, и благодарил за всякую большую и малую вещь, от родителей полученную? На что это отцу?
Разве сыновняя благодарность делает его богаче, сильнее, уважаемее, влиятельнее в обществе? Нет, нисколько.
Но если он лично ничего не имеет от сыновней благодарности, не смешно ли, что он непрестанно учит ей свое дитя и приучает его быть благодарным, и не только родитель набожный, но даже и ненабожный?
Нет, это нисколько не смешно; это благородно. Ибо в этом проявляется самая бескорыстная любовь родительская, которая и заставляет родителей учить свое чадо благодарности.
Зачем? Чтобы чаду было хорошо.
Чтобы ему было хорошо в этой временной жизни среди людей, среди друзей и врагов, в селе и в городе, во власти и в торговле. Ибо повсюду благодарного человека ценят, любят, приглашают, помогают ему и привечают.
Кто научит быть благодарным, научит быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этой земле…
Так почему же Бог требует от людей благодарности? И почему люди платят ему благодарностью?
Из бесконечной любви Своей к людям требует Бог, чтобы люди Его благодарили.
Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей.
Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям».
Поэтому евангельское чтение о 10 прокаженных учит нас полезному умению в жизни каждого человека — умению благодарить Бога и людей. Потому что благодарному человеку легче жить на земле.
Более того, это светлое чувство открывает дорогу на Небеса — путь в вечную жизнь
- 2674 просмотра