Божественная Литургия в 5-ю Неделю Великого Поста
10 апреля, пятое воскресение Великого Поста утешает и ободряет всех постящихся, ведь ими уже пройдена половина строжайшего поста. Эта неделя посвящена памяти преподобной Марии Египетской.
В храме Всех Святых прошедшая седмица отметилась чтением жития преподобной Марии и пением Великого канона преподобного Андрея Критского в понедельник, 4 апреля. Также на неделе были совершены две Литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. В четверг праздновался Великий Двунадесятый Богородичный праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. А в пятницу вечером, на кануне празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, читался Акафист Пречистой.
Богатая на события неделя завершилась Воскресной Литургией, на которой Православная Церковь прославляла святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI веков, и в ее лице представила образ истинного покаяния, ободряющий нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренно кающимся.
Литургия была совершена клириками храма Всех Святых протоиереем Евгением Яшенькиным и иеромонахом Серафимом (Максимовым). Песнопения за богослужением исполнил хор Храма Всех Святых под руководством регента Михайловой И. Л.
Накануне за Всеношным Бдением в последний раз в этом году прозвучала трогательная стихира: «Покаяния двери отверзи нам, Жизнодавче...». Святая Церковь через свои песнопения очень бережно ведет нас через весь длительный период святого Поста, убеждая в необходимости борьбы с грехом во всех его проявлениях. Великопостные молитвословия — целительный бальзам на раны души, обнаруженные нами в покаянном делании. Поэтому очень важно с особым вниманием относиться к тому, что поется и читается в храме
Евангельское чтение этого дня уже наши мысли обращает к Страданиям Христа и к Голгофе. Содержание богослужения 5-й Недели и следующей седмицы во многом заимствуется из притчи о богаче и Лазаре. Грешник, богатый лишь страстями, но скудный добродетелями, должен оплакать это свое бедственное, губительное состояние и молить Спасителя, дабы избавил его части немилосердного богача и удостоил вместе с Лазарем Небесного упокоения.
Пятое воскресенье Великого поста — словно бы период затишья перед великими событиями. Оно посвящено преподобной Марии Египетской. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовет пройти путь до конца.
Пост неразрывно связан с темой покаяния. В центре стоят внутренние изменения человека. Без самопожертвования, и изменений, зачастую болезненных, не может быть духовного роста и развития личности.
Многие с трудом понимают смысл покаяния и раскаяния. Искреннее раскаяние предполагает суд над самим собой. А мы в последнюю очередь склонны винить во всем себя, но без труда замечаем неправоту, ошибки, недостатки в других — политиках, государственных деятелях, СМИ, церковных людях. Мы легко судим, критикуем все то, что нам не нравится. Но не самих себя.
Преподобная Мария пришла в храм Матери Божией, (образ совершенной цельности, целомудрия), и вдруг почувствовала, что не может войти в него, будто чудесная сила не давала ей переступить порог. Она почувствовала, что это область слишком святая, чтобы она посмела войти в храм. И этого было достаточно, чтобы она осознала, что всё ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя всё зло и начать новую жизнь. И она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество. И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце жизни она победила.
Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, который составил целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты духовности.
Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них.
- 721 просмотр