Цель истинного образования
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). |
29 августа Православная Церковь совершает праздник Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. В этот день во дворе храма Всех Святых состоялся молебен с целью благословения учащихся на новый учебный год. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Настоящее празднество весьма внятно дает нам уразуметь, в чем сущность и главная цель нашего образования: от Кого оно преимущественно зависит и каким путем приобретается».
История Нерукотворного образа такова
Слава о чудесах Спасителя во время Его земной жизни дошла до царя Едессы Авгаря, страдавшего от проказы.
Царь посылает своего слугу — придворного художника Ананию пригласить к себе Христа, чтобы Господь исцелил Его. В то же время живописец должен был написать изображение (образ) Спасителя.
Как ни пытался написать образ художник — у него ничего не вышло. Тогда Господь повелел принести воду — омыть лицо и полотенце.
Когда Господь отёр свой лик — его изображение навсегда осталось на полотенце. Так появилась первая икона: Нерукотворный образ Спасителя.
Господь не смог лично посетить царя Авгаря, но послал святого апостола Фаддея вместе с Ананией и Своим Нерукотворным образом.
Господь исцелил царя, и вся Едесса уверовала в Бога и приняла Святое Крещение.
В конце X века чудотворный образ был торжественно перенесён из Едессы в столицу Византии Константинополь. Это торжество и послужило основанием нынешнему празднику.
«Не без причины, братие, всякое учение мы привыкли называть образованием, а людей, знакомых с просвещением, — образованными. Что же значит это? Ужели человек есть существо без образа? Какое образование может быть еще нужным тому, кто именуется и является образом Божиим?» — говорил святитель Иннокентий Херсонский в проповеди на праздник Нерукотворного образа.
Когда Господь создал человека, то сделал его максимально похожим на Себя его святостью и добротой.
Его душа, как икона, была подобна Богу: свята, чиста и безгрешна. Грехопадение разрушило образ Божий в душе людей. Христианская жизнь призвана восстановить святое состояние наших душ.
В этом и заключается цель любого образования — стремление к совершенству: физическому, интеллектуальному и нравственному.
Само слово наглядно свидетельствует нам об этом.
Случайно ли название иконы Спасителя «Нерукотворный образ» и слово «образование» имеют один корень? Нет.
Получая умения и навыки, приобретая знания, ученик становится подобен учителю, повторяет его образ труда и жизни, то есть становится его «образом» (копией).
Конечно, можно стать образом даже дьявола — исконного врага человека, если получить от него ложное, пагубное образование.
Однако цель любого обучение не деградация, а развитие, совершенствование, приближение к Богу.
Возможно ли без помощи Бога получить истинное образование — восстановить образ Божий в душе? Можно ли своими силами достичь совершенства?
Так отвечает на этот вопрос святитель Иннокентий:
«Истинный образ Божий, как поставляемый в невинном человеке, так и восстановляемый в человеке падшем, всегда был и есть нерукотворен.
Сомневаться в сем может только тот, кто никогда искренно не приступал к великому делу восстановления в себе образа Божия, и водится в суждении о сем не опытом, а одними своими мыслями и воображением.
Начни не умствовать, а действовать, стань образовывать себя по образу Божию не в мыслях только и на бумаге, а на самом деле и в жизни, тогда увидишь, что значит свобода наша — это теперь способность уже не вставать и идти, а дать поднять себя и вести; узнаешь, много ли может произойти из твоего естественного стремления к совершенству».
Человек настолько отошёл от Бога и привык к своему несовершенству, что более склонен к лени, чем к труду, ко греху, чем к добродетели.
Только Бог может дать каждому из нас истинное знание, истинную силу, истинную святость — сделать нас совершенными и счастливыми, дополнив этим наше образование.
Но, чтобы запечатлеть в себе образ Божий, мы как художник Анания, не сумевший сам изобразить Его лик, должны преподнести Богу чистое полотенце нашей души.
Итак, по мысли святителя Иннокентия Херсонского:
«Цель наших усилий, занятий, наук должна состоять только в том, чтобы представлять Ему наши души, как чистый убрус (полотенце), способный принять Божественное изображение.
А произвести сие изображение может один Дух Божий, Который претворяет грешника из врага Божия в сына любви, по образу Единородного.
Очищение духа, души и тела посему есть наша всегдашняя обязанность».
- 4380 просмотров