Цель истинного образования

 

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).

29 августа Православная Церковь совершает праздник Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. В этот день во дворе храма Всех Святых состоялся молебен с целью благословения учащихся на новый учебный год. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Настоящее празднество весьма внятно дает нам уразуметь, в чем сущность и главная цель нашего образования: от Кого оно преимущественно зависит и каким путем приобретается».

Чтение акафиста Иисусу Сладчайшему Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа Помазание освящённым елеем Помазание освящённым елеем На Малом входе Чтение святого Евангелия На Великом входе Молебен Учащиеся на молебне Учащиеся на молебне Учащиеся на молебне Чтение святого Евангелия Молитва о здравии верующих Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа Проповедь после богослужения Учащиеся на молебне Благословение учащихся Благословение учащихся Благословение учащихся Благословение учащихся Благословение учащихся

История Нерукотворного образа такова

Слава о чудесах Спасителя во время Его земной жизни дошла до царя Едессы Авгаря, страдавшего от проказы.

Царь посылает своего слугу — придворного художника Ананию пригласить к себе Христа, чтобы Господь исцелил Его. В то же время живописец должен был написать изображение (образ) Спасителя.

Как ни пытался написать образ художник — у него ничего не вышло. Тогда Господь повелел принести воду — омыть лицо и полотенце.

Когда Господь отёр свой лик — его изображение навсегда осталось на полотенце. Так появилась первая икона: Нерукотворный образ Спасителя.

Господь не смог лично посетить царя Авгаря, но послал святого апостола Фаддея вместе с Ананией и Своим Нерукотворным образом.

Господь исцелил царя, и вся Едесса уверовала в Бога и приняла Святое Крещение.

В конце X века чудотворный образ был торжественно перенесён из Едессы в столицу Византии Константинополь. Это торжество и послужило основанием нынешнему празднику.

«Не без причины, братие, всякое учение мы привыкли называть образованием, а людей, знакомых с просвещением, — образованными. Что же значит это? Ужели человек есть существо без образа? Какое образование может быть еще нужным тому, кто именуется и является образом Божиим?» — говорил святитель Иннокентий Херсонский в проповеди на праздник Нерукотворного образа.

Когда Господь создал человека, то сделал его максимально похожим на Себя его святостью и добротой.

Его душа, как икона, была подобна Богу: свята, чиста и безгрешна. Грехопадение разрушило образ Божий в душе людей. Христианская жизнь призвана восстановить святое состояние наших душ.

В этом и заключается цель любого образования — стремление к совершенству: физическому, интеллектуальному и нравственному.

Само слово наглядно свидетельствует нам об этом.

Случайно ли название иконы Спасителя «Нерукотворный образ» и слово «образование» имеют один корень? Нет.

Получая умения и навыки, приобретая знания, ученик становится подобен учителю, повторяет его образ труда и жизни, то есть становится его «образом» (копией).

Конечно, можно стать образом даже дьявола — исконного врага человека, если получить от него ложное, пагубное образование.

Однако цель любого обучение не деградация, а развитие, совершенствование, приближение к Богу.

Возможно ли без помощи Бога получить истинное образование — восстановить образ Божий в душе? Можно ли своими силами достичь совершенства?

Так отвечает на этот вопрос святитель Иннокентий:

«Истинный образ Божий, как поставляемый в невинном человеке, так и восстановляемый в человеке падшем, всегда был и есть нерукотворен.

Сомневаться в сем может только тот, кто никогда искренно не приступал к великому делу восстановления в себе образа Божия, и водится в суждении о сем не опытом, а одними своими мыслями и воображением.

Начни не умствовать, а действовать, стань образовывать себя по образу Божию не в мыслях только и на бумаге, а на самом деле и в жизни, тогда увидишь, что значит свобода наша — это теперь способность уже не вставать и идти, а дать поднять себя и вести; узнаешь, много ли может произойти из твоего естественного стремления к совершенству».

Человек настолько отошёл от Бога и привык к своему несовершенству, что более склонен к лени, чем к труду, ко греху, чем к добродетели.

Только Бог может дать каждому из нас истинное знание, истинную силу, истинную святость — сделать нас совершенными и счастливыми, дополнив этим наше образование.

Но, чтобы запечатлеть в себе образ Божий, мы как художник Анания, не сумевший сам изобразить Его лик, должны преподнести Богу чистое полотенце нашей души.

Итак, по мысли святителя Иннокентия Херсонского:

«Цель наших усилий, занятий, наук должна состоять только в том, чтобы представлять Ему наши души, как чистый убрус (полотенце), способный принять Божественное изображение.

А произвести сие изображение может один Дух Божий, Который претворяет грешника из врага Божия в сына любви, по образу Единородного.

Очищение духа, души и тела посему есть наша всегдашняя обязанность».

Категория: