Индикт — церковный Новый год

 

«Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны». Тропарь праздника

14 сентября мы празднуем ещё один Новый год! Церковный. Почему не первого сентября? Потому что 14 число — это первое сентября по старому церковному стилю. Почему именно в сентябре, а не в январе, как гражданский Новый год или 22 марта — Наурыз? Всё неслучайно. И мы вам об этом расскажем!

Фото с сайта pravoslavie.ru

Традиция начинать Новый год осень идёт ещё со времён Ветхого Завета. Господь повелел Моисею установить особый день. «Сказал Господь Моисею: скажи сынам израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24–31). Иудеи того времени отсчитывали месяцы от Пасхи. Поэтому описанный праздник приходился примерно на первое сентября по нашему календарю.

В этом месяце произошло много памятных Ветхозаветнх событий: святой пророк Моисей сошёл с Горы с Законом Божиим, Ноев ковчег пристал к горе Арарат, знаменуя конец Потопа, первый храм — скиния был сооружён в этом месяце. Всё это было новым началом для разных важных эпох в истории Народа Божиего.

Первосвященник единственный раз входил во Святое Святых именно в эти дни во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Храм царя Соломона — первый храм истинного Бога был освящён в эти священные дни. Многие важные периоды в религиозной жизни иудеев начинались с сентября.

Во время Новозаветной Церкви традиция начала года с первого сентября окончательно закрепилась во времена Византийской Империи. И по сей день, мы продолжаем её, связывая с особым Евангельским чтением о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). Лето по-церковнославянски значит год. Поэтому данное чтение мы связываем с новым годом.

Второе значение — благодарение Богу за прошедшее лето, и молитва о послании обильного урожая. Мы по доброй традиции совершаем благодарственные молитвы в течение праздничных богослужений святого дня и молимся благодарственным молебном утром после Божественной литургии.

Вот, как комментирует слова о лете благоприятном святитель Феофан Затворник: «Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих.

Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос — принес, следовательно, для душ лето приятное.

Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа.

Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою».

Давайте от всего сердца поблагодарим Господа за то, что Он подарил нам ещё один год нашей жизни, хранил нас от бед и поддерживал во всех добрых делах! Давайте попросим Господа и дальше помогать нам на всех путях нашей жизни! А мы всегда и за всё будем благодарить Спасителя, и в радости и в трудности восклицая: «Слава Богу за всё!»

Категория: