Как оценить пятилетие патриаршества?

Юрий Белановский © / АиФ

Многим свойственно оценивать исторические периоды как время реализации проекта. Поэтому можно предположить, что патриарх, вступающий на служение управления Церковью, имеет сам для себя и для своей команды определённую цель.

Уже многое сказано о тех пяти годах, что русской Церковью управляет патриарх Кирилл. Без труда можно найти множество материалов, из которых так или иначе можно узнать цифры, факты, мнения, сравнения и интерпретации. Мне захотелось поговорить со светским читателем о критериях оценки того или иного периода церковной жизни, в том числе и пятилетия служения патриарха Кирилла.

О количественных оценках

Самые популярные оценки — количественные. Их может быть достаточно много. Наиболее очевидная — возросло или уменьшилось количество членов Церкви? Не все знают, но в Русской церкви нет фиксированного членства. Можно говорить лишь о результатах тех или иных социологических исследований, которые, в зависимости от методик и конкретных вопросов, дают разные цифры. Насколько я понимаю, последние 15 лет православными считают себя около 80 % россиян. Эта цифра кардинально не меняется. Учитывая погрешность и вероятностный характер, невозможно по этому критерию оценить последние 5 лет церковной жизни.

Есть, конечно, другие опросы, где стараются так или иначе выявить членство в Церкви. Ну, скажем, уточняется, читает ли человек молитвы, бывает ли в храме, знаком ли с Евангелием, признаёт ли Кирилла своим патриархом и т. д. Количество членов, насколько я помню, многие годы колеблется от 3 % до 5 % россиян, что вполне соизмеримо с погрешностями исследований и не даёт никаких серьёзных оснований говорить о росте или падении количества церковных людей в России.

К количественным критериям можно отнести число священников и епископата, а также количество храмов (церковных приходов) и епархий. В этом случае есть официальные цифры, отражающие однозначный рост. Можно говорить и о количестве совершённых богослужений, о количестве изданных книг, о количестве людей, которым Церковь помогла в социальном плане, о количестве тех, кто прошёл обучение по основам веры или подготовлен к крещению и венчанию.

Однако ко всем цифрам со всей серьёзностью должен быть обращён вопрос: что они значат? Цифры сами по себе ни о чём не говорят без контекста, без понимания их значения. Как понять смысл увеличения/уменьшения? Что из этого следует? К примеру, если количество книг, учащихся, подготовленных к крещению и т. д. выросло, то для понимания этих цифр надо знать, что это за книги, какова программа обучения и подготовки и т. д. Если таких знаний нет, то теряет смысл и вся оценка.

Навряд ли количественная оценка применима к тому, чтобы осознать внутренний мир Церкви и внутренний мир христиан. Серьёзных исследований на эту тему нет. Надо же понимать, что Церковь неформальна. Всё же христианство отличается некоей своей иерархией ценностей. Для Церкви главное — живые личные ответственные отношения с Богом и людьми. Тут трудно что-то мерить. У Бога ценна каждая душа. На небесных весах одна душа уравновешивает тысячи.
Мнение общества

Безусловно, оценка того или иного периода церковной жизни может быть основана и на мнении общества. Тем более это актуально в отношении последних пяти лет церковной жизни. Если есть возможность узнать общественный взгляд через определённые исследования, то он может быть показателен. Правда, тут следует внести некоторые уточнения.

Церковь — это не все подряд, это отнюдь не русский народ. Есть христиане и есть «внешние». Мнение «внешних» достойно внимания, они оценивают Церковь из тех же соображений, что присущи опыту и категориям обычного, нерелигиозного образа жизни. Такая оценка вполне возможна и показательна, в том числе, по отношению к периоду патриаршества. Правда, надо понимать, какая информация доступна обществу? Как правило, из массовых СМИ. Да... и ещё, нельзя исключать, что вне Церкви всегда есть люди, настроенные не только против церковной организации, но и против Христа и христианства.

Более адекватная оценка, с моей точки зрения, возможна со стороны христиан. Хотя и тут мы упираемся в открытый вопрос: кого ими считать? В Церкви же нет фиксированного членства. Грубо можно провести границу: узнать мнение всех, кто считает себя православным, или узнать мнение тех, что удовлетворяют указанным критериям принадлежности к Церкви. Безусловно, наиболее авторитетно мнение последних.

Есть и ещё одна возможность оценки. Следует вслед за протодьяконом Андреем Кураевым ввести понятие «профессиональный православный». Это не только священство, но и те христиане, что активно включены в церковное служение, будь то работа при храме или реализация миссионерских, социальных, учебных и иных церковных проектов. «Профессиональные православные» — своего рода эксперты. Их мнение в состоянии очень серьёзно охарактеризовать пятилетие управления Церковью патриархом Кириллом. Важно лишь мнение мирян принимать на равных с клириками. В том числе и для уравновешивания корпоративности и предвзятости.

Церковь как проект

Многим свойственно оценивать исторические периоды как время реализации проекта. Поэтому можно предположить, что патриарх, вступающий на служение управления Церковью, имеет сам для себя и для своей команды определённую цель. Что он хотел достичь, куда он ведёт корабль Церкви? Такая цель, безусловно, предполагает определённые задачи, шаги к ним, средства, бюджет, распределение рабочих ролей и ответственности.

Мне приходилось быть экспертом по оценкам заявок на гранты. Я понимаю, что моё мнение о цели и задачах не очень важно. Важно понимать, и чей это проект, и то, что проект как целое ясно и чётко представлен, декларирован. Важно, насколько ясно и чётко в соответствии с целью организована команда, разработаны основные шаги. Я знаю, что первый шаг оценки проекта — знакомство с такими базовыми вещами.

И тут вновь встаёт вопрос — о какой проекции Церкви мы говорим, о каком проекте мы хотим услышать? О некоторых проекциях церковной жизни я уже говорил в заметке об итогах прошлого года. Разделение на проекции рождает и трудность оценки.

Как же оценить церковную жизнь?

Церковь — сложный живой организм. Она — не человеческий проект, не корпорация, построенная по достаточно жёстко прописанной модели, где всё может быть представлено в виде матрицы и ячеек, где всему своё место. О церкви в Евангелии говорится как о собрании и единстве христиан со Христом и друг с другом, как о месте таинственного приобщения христиан к Богу и Божьей благодати. Церковь — место встречи человека и Бога.

Но наряду с этой богословской картиной церковь на практике должна быть представлена общинами и собраниями и единством христиан вокруг Бога. Именно поэтому центром церковной жизни является Евхаристия, и именно из общин Церковь и должна строиться. Общины имеют «старших» — пресвитеров и епископов, которые, в свою очередь, составляют некий соборный орган управления для решения общих вопросов. Собор определяет патриарха для управления церковной жизнью в межсоборный период. Церковь призвана строиться снизу вверх, она создаёт для себя некую структуру для управления и развития.

Третья сторона Церкви — это сама по себе построенная управленческая и административная структура, которая часто и отождествляется с Церковью. Вероятно, есть некоторые люди, для которых Церковь отождествляется со священноначалием — очень узким кругом лиц, которых они постоянно видят в СМИ и от которых слышат те или иные суждения о Церкви.

Однако по отношению к Церкви есть очень ясная иерархия ценностей, которую мы можем почерпнуть не из неких прагматических проектов, а из простого понимания, что Церковь должна жить так, как хочет Бог. Архитектор Церкви — Бог! Церковь — это проект Бога и людей в соработничестве, где каждый человек Богом будет услышан. На практике есть Евангелие, которое и даёт оценку Церкви и христианам. Евангелие недвусмысленно показывает, что же должно произойти.

Говоря об иерархии христианских ценностей, отмечу, что церковная жизнь должна быть направлена ко Христу Богу и только к Нему. То, чем живут христиане и церковное руководство, имеет значение лишь в той степени, в которой позволяет приобщиться к Богу. Всё, что мешает и противодействует этому — либо не нужно, либо вредно. Отсюда можно вывести конкретный внутрицерковный критерий — насколько церковная жизнь как проект священноначалия близка тому, что можно назвать Церковью как проектом Бога?

Иными словами, можно говорить о своеобразном КПД. Насколько вложенные силы, смыслы, ресурсы, роли относятся к тому, чтобы христиане были учениками Христа не на словах, а на деле?

Юрий Белановский
Источник: http://www.aif.ru

Категория: