Крещение Господне — праздник духовного обновления

Крещение Господне | Фото с сайта artnow.ru

Крещение Господне — это один из ярчайших Церковных праздников не только зимы, но и всего года. Праздник, когда великое множество людей идёт в храм за святой водой, а на реку окунаться в проруби, несмотря ни на какой мороз. Это праздник духовного обновления, когда люди тянутся к Богу за чистотой души и тела.

Народная любовь ко дню Крещения Господня неслучайна, потому что это один из главных праздников в жизни каждого православного христианина. Понять его, а через это ещё больше полюбить, нам помогут Святые Отцы: они всей душой любят Бога и всё Божие. Они знают, как поделиться этой любовью с каждым из нас.

Праздник Крещения Господня совершается 19 января и «имеет предметом своим воспоминание Крещения Иисуса Христа от Иоанна Предтечи, во время которого Дух Святой низшел на Богочеловека в виде голубя и был глас с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3; 17), чем торжественно показано миру, что Сей крещаемый есть истинный Бог и Спаситель всех людей, — отчего и праздник этот называется на церковном языке Богоявлением» (Свт. Иннокентий Херсонский).

Свт. Иннокентий Херсонский | Фото с сайта Zakonbozhiy.ru

Когда крестился Господь Иисус Христос, люди узнали, что Бог — это Троица: Отец и Сын и Дух Святой. Сын Божий крестился в воде от пророка Иоанна, при этом с Небес был слышен голос Бога Отца, назвавший Иисуса возлюбленным Сыном, в подтверждение истинности слов Господних Дух Святой в виде голубя сошёл с небес на Сына Божиего Иисуса Христа (См.: Тропарь праздника на главной странице сайта).

Святитель Иннокентий Херсонский отмечает, что празднование Богоявления установлено главным образом, чтобы почтить Крещение Господа. Кроме того назначение праздника в том, чтобы напоминать всем, даже самым простым и неграмотным людям, о том, что Бог — Троица. И для этого «установлено празднование Крещению Спасителя, которое, приводя на память обстоятельства сего последнего, тем самым говорило всем и каждому о троичности Божества».

Предтеча Иоанн крестил, чтобы люди каялись в своих грехах, исправляли свою жизнь. Когда крестится христианин, в крещении он умирает для жизни греховной, чтобы возродиться для жизни святой (свт. Филарет Московский, см.: Рим. 6: 3–10), то есть перестать грешить, начать жить свято и богоугодно.

Cвт. Филарет Московский | Фото с сайта Sedmitza.ru

Итак, если Таинство Крещения нужно для очищения грехов, зачем крестился безгрешный Господь Иисус Христос?

Во-первых, чтобы освятить Собой Крещение, сделать его средством обретения бессмертия для каждого человека, средством освобождения от рабства греху и дьяволу.

«Гласом проповедника взываю: придите все народы к бессмертию, даруемому в Крещении. Я благовествую жизнь вам, сидящим во тьме неведения. Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению. Но как, скажете, мы придем? Как? Водою и Духом Святым. Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, Которою орошается рай, утучняется земля, прозябают растения, рождают животные, словом, которою оживотворяется возрожденный человек, в Которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя» (Свщмч. Ипполит Римский).

Свщмч. Ипполит Римский | Фото с сайта Religion.in.ua

Во-вторых, чтобы показать Своим примером необходимость крещения для каждого человека.

Священномученик Ипполит Римский от лица Господа говорит св. Иоанну Крестителю: «Крести меня, Иоанн, чтобы никто не презирал крещения. От тебя, раба, Я крещаюсь, чтобы никто из сильных не возгнушался принять крещение от смиренного священника».

В-третьих, чтобы освятить Своим Крещением всю воду в мире, а через это и весь мир, так как вода есть везде.

Святитель Иоанн Златоуст в связи с этим рассказывает об обычае своих современников набирать святую Крещенскую воду, сохранившемся до наших дней: «Настоящий день есть тот самый, в который Он [Господь] крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

В-четвёртых, Господь Иисус Христос показал всем людям, что Он — Сын Божий, а Бог — это Троица.

«Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу» (Свт. Иоанн Златоуст). И в другом месте читаем у святого Златоуста: Дух Святый снисшел, чтобы показать проповеданного, наитием Своим, как бы перстом, указуя Его всем, «по этой причине Он пришел на крещение» (Свт. Иоанн Златоуст).

Свт. Иоанн Златоуст | Фото с сайта Pravoslavie.ru

В-пятых, Господь пришёл, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). Что это значит? Выполнить всё, что должен сделать человек, но не смог по причине своего отдаления от Бога. Христос показал, каким должны быть все мы.

«Так как исполнять эту правду должны были все люди, но никто из них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, приходя, исполняет эту правду.

А какая, скажет кто-нибудь, правда в том, чтобы креститься? Повиновение пророку было правдою. Как Христос обрезался, принес жертву, хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное — повиновался крестившему пророку. Воля Божия была, чтобы тогда все крестились…

Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос [вместе] со всем другим, что требуется законом, исполнил и это» (Свт. Иоанн Златоуст).

Никто не может роптать на Бога за тяжесть Его заповедей! Господь не спрашивает с нас ничего, что не выполнил Сам. Напротив, Господь очень милосердно спрашивает с людей, которые от всей души стараются слушаться Его заповедей.

Какой же нравственный урок можно извлечь из праздника Крещения Господня?

Взирая на крестившегося Господа, нужно вспомнить о своём Крещении. Каждый год приходя в храм, нужно очищать свою душу, всю свою жизнь от греха. Как? Через Таинство Исповеди, которое святые называют Вторым Крещением, через Таинство Святого Причастия, которое возрождает человека для святости.

Для этого ежегодно во всех храмах освящается Крещенская вода. Чтобы люди пили её, окунались в неё, кропили ей всё в своих жилищах, помазывали ей лоб и больные места своего тела, и через это очищали душу от греха, переставали грешить, начинали жить свято.

«Итак, приступи, человек: возродись, чтобы получить усыновление Богу. Каким образом? — Если не будешь прелюбодействовать, убивать, служить идолам; если не будешь побеждаем удовольствиями, если не будет господствовать над тобою страсть гордости; если истребишь в себе нечистоту и свергнешь с себя бремя греховное; если совлечешься всеоружия диавола и облечешься в броню веры» (Свщмч. Ипполит Римский).

С чего начать чудесное возрождение своей души? Сначала нужно узнать, что хочет от нас Бог, чтобы выполнять Его волю. Нужно знать и выполнять, чтобы вечно быть счастливыми с Богом в Его Царстве. Начало возрождения — внимательное изучение Священного Писания при помощи Святых Отцов Церкви.

Грешный человек не способен увидеть всю глубину слова Божиего, поэтому необходимо читать творения святых отцов, чтобы знать, как они понимали Священное Писание.

Желающие вечно жить с Богом «должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которого говорит и действует Христос. Слова Евангелия… плотского человека претворяют в духовного, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностию, оживотворяют» (Свт. Игнатий Брянчанинов).

Свт. Игнатий Брянчанинов | Фото с сайта My.mail.ru

Берегись «великое слово Духа объяснять твоим разумом, пресмыкающимся по земле; охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять так, каким оно легко может представиться мертвой душе твоей, мертвому сердцу твоему, мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом.

Желающие приступить к Господу, чтоб услышать Его Божественное учение, Им оживотвориться и спастись, приступите, предстаньте Господу с величайшим благоговением и святейшим страхом… И возглаголет к вам Господь из Святого Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! а святые Отцы, истолковавшие Святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению Святого Евангелия.

Братия, будем благоговейными и деятельными слышателями Слова Божия! Окажем повиновение Отцу Небесному, Который сегодня возгласил к нам из Святого Евангелия о всесвятом Своем Слове: Сей есть Сын Мои Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф. 3: 17). Того послушаем! Того послушаем! и благоволение Отца Небесного почиет над нами во веки веков». Аминь» (Свт. Игнатий Брянчанинов).

Категория: