Медовый Спас — праздник непобедимой силы Честного и Животворящего Креста Господня

 

Положено на все века не только праздновать в честь непобедимой силы Креста Христова и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоносного хождения его в полках христианских, износить его ныне из храма, обносить по перекрёсткам и путям, и творить в колодцах и реках освящение воды, дабы сим самым пред лицом неба и земли свидетельствовать нашу веру и нашу признательность к Животворящему Кресту и распространить победоносную и всеосвящающую силу его на все, нас окружающее.
Святитель Иннокентий Херсонский

Медовый Спас — праздник непобедимой силы Честного и Животворящего Креста Господня Медовый Спас — праздник непобедимой силы Честного и Животворящего Креста Господня Медовый Спас — праздник непобедимой силы Честного и Животворящего Креста Господня

14 августа Святая Православная Церковь знаменует начало Успенского Поста праздником Изнесения Честных и Животворящих Древ Креста Господа Иисуса Христа. В незапамятные времена святой князь Андрей Боголюбский установил праздник в честь победы русского оружия и одновременно с этим победы Византийского Императора над войсками сарацин.

В народе праздник получил название Медового Спаса. Почему? Спасами называются важные летние праздники в честь Спасителя Господа Иисуса Христа. Медовым праздник назван, потому что по древней традиции в этот день освящается первый сбор мёда — главного лакомства и источника сахара наших предков.

Пост начинается со «сладкого» праздника по мысли отца настоятеля нашего храма, потому что Крест Господень не только орудие смерти и страданий Спасителя, но и источник вечной жизни и счастья всего человечества.

Однако не все люди радуются помощи Креста Христова, многие ненавидят Крест. Об этом говорит апостол Павел в нынешнем апостольском чтении: «Слово о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». (1 Кор. 1: 18)

Последние события — яркое тому подтверждение.

В католической Италии несколько лет назад был подан иск в суд на то, чтобы удалить Распятия Христовы из всех общественных мест. Он был удовлетворён. К счастью ответный иск в суд по правам человека вернул Распятия в школы, больницы и отели.

По России и Украине совсем недавно прокатилась волна осквернения поклонных Крестов на местах памяти погибших защитников общего Отечества и жертв фашизма.

Компания «Британские Авиалинии» уволила сотрудницу в ответ на отказ снять нательный крест в рабочее время. Только Страсбургский суд смог защитить право женщины на исповедание (manifest), то есть открытое выражение своей веры.

Данные события не только изобличают ненависть многих современных людей ко Кресту Христову и распятому на нём Господу, но и показывают стремительный упадок нравов общества.

Святитель Иннокентий Херсонский в своей проповеди на нынешний праздник объясняет каждому человеку важность почитания Креста Христова и крестного знамени, совершаемого верующими в его память, — единственного оружия, способного преобразить жизнь человека из греховной в святую:

У нас, как и у предков наших, есть весьма опасные враги, против коих, как можно чаще, надобно призывать на помощь непобедимую силу Креста Христова. Это наши злые наклонности и страсти.

Кого не сильны сразить они? И кто, сраженный ими, может оставаться и быть истинным сыном Церкви и Отечества?

Между тем, от сих врагов не защита, — ни ум и познания, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навык в добродетели; одна всемогущая сила благодати, один Крест Христов только могут соделать нас победителями страстей.

Будем же подобно предкам нашим употреблять сие, Самим Богом данное оружие, на поражение невидимых врагов наших, в твердой уверенности, что поражение их, необходимое для нашего частного благосостояния, весьма важно и для благоденствия целого Отечества, ибо, если величие его есть плод благословения Божия, то грехи наши, ослабляя сие благословение, по тому самому вредят не только нам, но и целому Отечеству.

При сем случае сама собой представляется вниманию великая разность между нами и благочестивыми предками нашими. У них Крест Христов был всем для всех.

Начинали ль какое дело, — крестились, оканчивали ль его, — снова крестились. Крестом ограждались, отходя ко сну; крестом осенялись, восставая от сна. С крестом садились за трапезу; с крестом восставали от нее. Знамение святого креста выражало внезапную радость; оно же свидетельствовало и о внезапной печали и опасности.

Так было у предков наших! У нас, к сожалению, крестное знамение начинает делаться редкостью, и когда является, то большей частью в таком виде, что его трудно узнать.

Да не будет сего между нами, возлюбленные! Господь и Спаситель наш простер на кресте Божественные руце Свои, дал пригвоздить их, и в таком виде, среди ужасных мучений, предал за нас дух Свой Отцу; мы ли будем тяготиться тем, чтобы сие положение Его на кресте правильно изображать на себе? Аминь.

Категория: