Неделя 2-я Великого поста, память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
16 марта второе Воскресение Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Богослужение этого дня совершил клирик храма Всех Святых иерей Антоний Шувакин. Богослужебное песнопение исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой Ирины Леонидовны.
На полиелее всенощного бдения иерей Антоний прочитал уставное Евангелие, в котором говорилось о Воскресении из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. После чтения Евангелия иерей Антоний помазал всех молящихся освящённым елеем. Божественная Литургия была совершена по чину святого Василия Великого. На сугубой ектеньи была вознесена молитва о мире в земле Украинской. По окончании богослужения иерей Антоний произнёс проповедь на тему памяти Святителя Григория Паламы.
Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи — Феодора Метохита, видного придворного, филолога и богослова, ректора университета. Считается, что Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. Однако около 1316 года, в возрасте двадцати лет Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалёку от Ватопеда под руководством преподобного Никодима, от которого принял монашеский постриг. Он переселился в Лавру святого Афанасия, где провёл три года в качестве регента. Затем, начиная с 1323 года, он подвизался в скиту Глоссия. Святитель Григорий учил что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело. Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни. Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.
- 302 просмотра