Неделя 25-я по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Богослужение этого дня совершил ключарь храма иерей Антоний Шувакин. На полиелее всенощного бдения духовенство храма читали Акафист святому Иоанну Златоустому.
Так же в храме было прочитано воскресное Евангелие где говорилось как Воскресший из мёртвых Господь наш Иисус Христос явился Марии Магдалине которая пришла на гроб рано утром в первый день недели. Она рассказала об этом Его ученикам, что видела его живым, и они не поверили ей. Так же о том что видели два других ученика Его живым, тоже не поверили. На вечерней трапезе Воскресший Христос Сам является одиннадцати ученикам и упрекает их за не верее и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Посылая своих учеников проповедовать по в сему миру, и уверовавших крестить и спасены будут, а те кто не поверят осуждены будут.
Так же на полиелее иерей Антоний помазал всех молящихся освещённым елеем. На сугубой ектенье божественной литургии были вознесены молитвы о мире в земле Украинской и во Святой земле. По заамвонной молитве духовенство храма совершили славление святому Иоанну Златоустому и прочитали Ему молитву, после чего иерей Антоний обратился с проповедью к прихожанам на тему Евангельского чтения.
В сегодняшнем Евангельском чтении говорилось о том как некие законник спросил у Христа: что мне делать чтобы спасти душу, и Христос спрашивает: в законе что написано как читаешь? И законник отвечает Возлюби Бога всем своим существом, всеми мыслями, всей душой и вторая заповедь возлюби ближняго как самого себя. Христос говорит что верно ты сказал, живи так и спасён будешь. Но законник искашая Его спрашивает, а кто ближний мой, и Иисус Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине.
Вот что говорит святой Феоефан затворник: вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?» Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей — в мыслях, что касается чувств — в чувствах и расположениях, что касается дел — в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.
В этот день Церковь отмечает день памяти святителя Иоанна Златоустого. На столичную епископскую кафедру Иоанн взошел в 397 году — всего через 16 лет после того, как Второй Вселенский Собор утвердил ее второй по чести после Римской кафедры. (Тогда, в конце IV века, христианство еще не разделилось на католиков и православных, и римский епископ исповедовал в точности ту же веру, что и все другие православные епископы).
Став архипастырем Константинополя, Златоуст энергично взялся наводить порядок, и не только в столичной Церкви, подчинявшейся ему напрямую, но и в некоторых других митрополиях Восточной Римской империи — там, где церковные власти действовали недостаточно осмотрительно и могли скомпрометировать Церковь. Конечно, это не могло понравиться тамошним церковным властям. При первой же возможности они влились в лагерь врагов Златоуста. Лагерь этот стал сколачиваться в первые же годы его епископства, когда Иоанн взялся обличать в своих ярких, зажигавших слушателей проповедях распущенные нравы константинопольской знати, столичного духовенства и императорского дома. Он радикально сократил расходы на содержание архиепископата — вплоть до того, что велел продать часть богослужебных предметов (чем дал недругам повод обвинить себя в финансовых махинациях). Некоторые именитые гости страшно оскорблялись скромным приемом и простой пищей, которые предлагал им Константинопольский иерарх. А придворное духовенство самого Константинополя сильно возмутилось, когда святитель запретил клирикам соблазнительную и широко распространившуюся практику — жить под одной крышей с юными христианками-девственницами. Клевета и изгнание с епископской кафедры, ссылка на окраины страны, грубое обращение охранников, холод и изнурительные болезни... Всё это довелось пережить на склоне лет Иоанну Златоусту. Тем не менее, он находил в себе силы благодарить Бога за всё, что пережил сам, и еще утешал в письмах свою верную помощницу — диакониссу Олимпиаду. Советы святителя Иоанна, как не отчаиваться в трудных обстоятельствах, пригодятся и нам сегодня.
- 1182 просмотра