Неделя (воскресенье) Торжества Православия
Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди! |
Первое воскресенье Великого поста называется неделей Торжества Православия. Более тысячи лет тому назад в 843 году благочестивая императрица Феодора восстановила исповедание Православной веры на территории Византийской Империи. С той поры Православная Церковь ежегодно совершает торжество полноты православного вероучения.
В нашем храме после праздничной воскресной Божественной литургии состоялся богослужебный чин Торжества Православия.
Это особое богослужение включает в себя: чтение молитв Господу, чтобы Он всегда укреплял Свою Святую Церковь и её верных чад на пути к вечной жизни.
Все молящиеся за богослужением единодушно поют Символ Веры — краткое изложение истин Православия, которое должен знать и воплощать в жизни каждый верующий.
Далее произносится анафема — отлучение от Церкви всех ложных мнений о Боге.
Те, кто придерживаются подобных учений, не могут быть православными христианами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так поясняет слово «анафема»:
«Словом анафема означается отлучение, отвержение.
Когда Церковью предается анафеме
Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.
Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал, и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною».
Подчас современный человек мало понимает, почему Церковь столь нетерпима к чуждым учениям.
Но как можно было бы говорить, что Православная Церковь — единственная истинная, если бы её учение содержало бы хоть одну ложь, хоть один изъян?
Чёткое и точное отрицание ложных учений, провозглашённое прилюдно — вот смысл ежегодного чтения анафем.
Далее следует торжественное провозглашение «Вечной памяти» всем умершим в единстве со Святой Церковью: православным правителям, церковным иерархам, священнослужителям и простым мирянам.
Примечательно, что на данной заупокойной молитве поминаются даже прославленные Церковью святые, что не принято делать в обычной богослужебной жизни.
Завершается общая молитва пением «Многая лета» всем, кто ныне живёт и трудится на благо Святой Церкви.
Так чин Торжества Православия молитвенно объединяёт земную и небесную части Святой Церкви Христовой.
Старец архимандрит отец Иоанн (Крестьянкин) объясняет нам, в чём заключается торжество (радость) Православия, которое мы празднуем ныне:
«Сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться?
Но знайте, дорогие мои, Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, — это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви, этой любовью.
А для нас, для каждого из нас, остается только частный вопрос — будем ли мы с вами участниками этой Божественной любви?
Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чистоте Его верные последователи в Церкви?»
Знаменитый пастырь XX века митрополит Антоний Сурожский в проповеди отмечает, что мы празднуем не свою святость, не превозношение своими заслугами, а единственно ту полноту истины и Божественной любви, которую Господь открывает православным христианам в Своей Церкви:
«Да, мы все недостойны того богатства, которое нам Господь даровал и даёт изо дня в день, из часа в час в течение всей нашей жизни.
Мы немощные, но сила Божия в нас совершается. И вот это мы празднуем сегодня.
Не то, что православные люди так превосходят святостью своей жизни, своим знанием о Боге, тем, как они строят новый мир по наставлению Божию; мы празднуем то, что в Своей милости Господь нам даёт, в нашей немощи, понимать то, чего иначе понять нельзя».
Человек не в силах получить святость самостоятельно: её источник — один лишь Бог, щедро подающий Свои дары в ежедневной жизни Православной Церкви.
К такой особенной благодатной жизни — жизни в Церкви Божией призывает нас Господь.
Старец архимандрит Иоанн (Крестянкин):
«Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами.
А главное — необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена».
- 2647 просмотров