Положение о церковно-приходской воскресной школе Петропавловской и Булаевской Епархии
Общие положения
1. Настоящее положение регулирует порядок создания
2. Данное положение вводится в действие с момента его утверждения Правящим Архиереем Петропавловской и Булаевской епархии Московского Патриархата, именуемого в дальнейшем Архиереем, и действует в течение всего времени до его изменения, дополнения или отмены Архиереем.
3. Настоящее положение составлено на основе Указов и расположений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендаций Синодального Отдела религиозного образования и катехизации.
Правовое положение школ
1.
2. Школа должна действовать при каждом приходе Епархии, независимо от количества прихожан, постоянно посещающих храм, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская.
3. Школа находится в ведении Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Петропавловской и Булаевской Епархии, именуемого в дальнейшем ЕОРОиК. Школа обязана ежегодно и своевременно предоставлять ЕОРОиК полную информацию о своей деятельности и качественном состоянии за подписью настоятеля прихода и руководителя (директора) Школы. ЕОРОиК взаимодействует со Школой непосредственно, а также через помощников благочинных в сфере религиозного образования в благочинии.
4. Деятельность Школы осуществляется в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Священного Синода, указами Святейшего Патриарха, распоряжениями Архиерея, циркулярами ЕОРОиК и данным Положением, изменениями и дополнениями к нему, утверждённых Архиереем.
Цели и задачи школы
1. Обучение в Школе является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается произволение к личному воцерковлению.
2. Главной целью Школы является приобщение детей разного возраста, молодёжи и взрослых к литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни.
3. Основными принципами устроения Школы являются принцип христоцентричности и принцип экклезиоцентричности.
3.1. Принцип христоцентричности заключается в том, чтобы помочь учащимся стать сознательными, деятельными христианами и обрести личностные отношения со Христом Спасителем.
3.2. Принцип экклезиоцентричности заключается в том, чтобы помочь каждому верующему человеку стать живым членом Церкви Христовой; между преподавателями, учащимися (родителями учащихся) должен совершаться постоянный труд по обретению церковного единодушия.
4. Школа должна налаживать взаимодействие с семьёй в жизни прихода.
5. Конкретными задачами Школы являются:
- формирование православных представлений о Боге, миру и человеке;
- воспитание благоговейного отношения к святыне;
- вырабатывание навыка регулярного чтения Священного Писания, изучение Евангелия и его святоотеческих толкований;
- разъяснение Символа Веры;
- разъяснение и помощь в усвоении догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;
- изучение церковной истории,
в т. ч. истории Русской Православной Церкви; - разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к церковным таинствам;
- обучение молитве церковной и домашней;
- воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни;
- объяснение понятия греха и добродетели;
- разъяснение нравственных ценностей и их приложений к современной жизни;
- воспитание любви к своей Родине, изучение ее истории;
- воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о больных и бедных;
- приобщение к церковному искусству;
- формирование у учащихся православного отношения к сокровищам культуры;
- формирование у учащихся православного отношения к не православному окружению;
Порядок открытия школы
1. Подготовка к открытию Школы начинается с момента регистрации прихода. Ответственность за подготовку к открытию Школы возлагается на настоятеля прихода и Приходской совет.
2. Для аттестации школы в ЕОРОиК настоятель составляет и предоставляет Письменном виде основные сведения о ней (о руководителе школы, духовнике, преподавательском составе, перечне предметов или кружков, месте и времени проведения занятий, числе учащихся, числе возрастных групп и др.)
3. При Школе должна быть организована библиотека (или отдел в приходской библиотеке).
Типы воскресных школ
По содержанию и формам деятельности выделяются 3 типа воскресных школ.
1.
2.
3.
Дополнительные формы деятельности школы
1. На базе Школы могут быть созданы
2. Школа может осуществлять
3. Важным направлением в деятельности школы является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда, паломничеств; создание семейных, детских, молодёжных летних лагерей.
4. По решению Педагогического Совета Школа имеет право организовывать деятельность различных мастерских для учащихся и распространять продукцию, изготовленную учащимися.
Организация деятельности школы
1. Внутренняя структура, руководство и управление
Руководство Школой осуществляется настоятелем, духовником Школы и директором (руководителем)
1.1 Настоятель прихода
- благословляет и несёт ответственность за деятельность школы;
- радеет об образовании и воспитании своих прихожан;
- является сам духовником школы или благословляет одному из клириков прихода нести это послушание;
- возглавляет сам Школу или благословляет одному из клириков прихода или
церковно-опытному , достаточно образованному мирянину стать руководителем (директором) Школы; - благословляет основные направления деятельности Школы;
- содействует формированию
материально-технической базы Школы;
1.2 Духовник Школы:
- отчитывается о деятельности Школы перед настоятелем;
- заботится о церковном и профессиональном образовании и нравственном воспитании педагогического коллектива;
- заботится о создании атмосферы любви и взаимопонимания в школе;
- благословляет годовой (полугодовой) учебный план и план мероприятий;
- проводит
духовно-просветительскую работу с детьми и родителями;
1.3 Директор (руководитель) Школы:
- регулярно отчитывается перед настоятелем и духовником Школы;
- ежегодно отчитывается перед ЕОРОиК о деятельности Школы;
- по благословению духовника Школы формирует педагогический коллектив и осуществляет набор в Школу;
- организует составление учебного плана и плана мероприятий;
- следит за качеством преподавания в Школе;
- следит за выполнением Положения о Школе и правил внутреннего распорядка Школы всеми участниками
учебно-воспитательного процесса;
1.4 Для решения различных вопросов, связанных с организацией, управлением и деятельностью Школы могут быть созданы Педагогической Совет, Родительский Совет, Попечительский Совет.
2. Преподавательский состав
2.1 Занятия в Школе могут проводиться самим руководителем (директором) Школы, клириками прихода и
2.2. Преподавать вероучительные предметы в Школе имеют право приходские священники, диаконы и другие члены притча, а также, по благословлению настоятеля прихода, миряне, получившие богословское образование в богословских институтах, прошедшие обучение на епархиальных
2.3. Мирянин, не имеющий богословского образования, допускается с благословлением настоятеля прихода или духовника Школы к преподаванию дисциплин, не относящихся к вероучительным.
3. Состав учащихся
3.1 Приём в Школу ведётся на основании заявления родителей (для детей) или личного (для взрослых).
3.2. Учащиеся Школы могут разделяться на следующие возрастные группы:
- дошкольные — до 7 лет;
младшие — 7–9 лет; старшие — 10–13 лет;
подростковые — 14–17 лет;
взрослые — от 18 лет.
Могут также организовываться одновозрастные группы по количеству классов, смешанные и семейные группы.
3.3 Родители (и лица, их заменяющие), не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы.
3.4. Внешний облик учащихся должен соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.
4. Время, место и формы проведения занятий
4.1. По благословлению Настоятеля учебный год начинается в сентябре и оканчивается в мае. Перед началом и по окончании учебного года служатся соответствующие молебны.
4.2. Занятия могут проводиться не только по воскресным дням, но в любые другие.
4.3. Занятия могут проводиться в помещении, на территории храма или в других соответствующих помещениях. С благословления настоятеля возможно проведение занятий на территории других учебных заведений по согласованию с администрацией данных учебных заведений.
4.4. В Школе должно быть составлено общее расписание занятий всех групп с указанием возраста учащихся, названия предмета (кружка), имени преподавателя, времени и места проведения.
4.5 Занятия в Школе начинаются и заканчиваются совместной молитвой учащихся и учителей.
4.6 Школа самостоятельна в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их
4.7. Кроме занятий учащиеся и преподаватели участвуют в жизни прихода, выполняют послушания, оказывают посильную помощь храму.
4.8. Обучение в Школе может быть рассчитано на 2–3 и более лет, согласно имеющимся программам.
4.9. По окончании обучения учащимся может быть выдано свидетельство, утверждающее ЕОРО.
4.10. Убранство помещений Школы должно соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.
5. Финансирование школы
5.1. Финансирование Школы находится в ведении Приходского собрания и Приходского Совета.
5.2. Денежные и имущественные средства Школы формируются из средств прихода и добровольных благотворительных пожертвований.
- 3837 просмотров