Мефодий, епископ Петропавловский
Преосвященнейший владыка Мефодий, епископ Петропавловский, викарий Омский, в прошлом священник Сарапульскаго уезда Вятской губ. Михаил Красноперов, окончил Казанскую Духовную Академию. С 1906 по 1913 г. — ректор Уфимской Духовной семинарии в сане архимандрита, редактор «Епархиальных Ведомостей».
Мефодий, епископ Петропавловский В начале 1913 года архимандит Мефодий покинул Уфу и был назначен вторым викарием Омской епархии, епископом Акмолинским. Он принял призвание к новому служению и переехал в Омск. Но уже в следующем году Петропавловская городская Дума возбудила ходатайство о перенесении местопребывания епископа в Петропавловск. Желание властей, горожан было столь велико, что они обязались в случае удовлетворения просьбы отпускать из городских средств ежегодно две тысячи рублей на обеспечение епископа помещением. Вскоре ходатайство дошло до императора и последовало высочайшее соизволение.
И вот 23 декабря наступил столь долго ожидаемый день. Протоиерей, городской голова, полицмейстер, сотни людей ожидали Владыку на вокзале. Поезд опаздывал на три часа, но никому и в голову не пришло уйти. Звон в большой колокол на Вознесенском соборе, подхваченный другими церквами, возвестил о прибытии епископа Мефодия, и пока он не добрался в экипаже до собора, звон не умолкал.
Уже в день приезда в Петропавловск епископ Мефодий служил всенощную в Вознесенском соборе, на следующий день — Божественную Литургию во Всехсвятской церкви, потом — в Покровской подгорной церкви. И так каждый день. Как писали тогда «Епархиальные Ведомости»: «Епископ отдался неутомимому совершению архиерейских богослужений». Действительно, неутомимому…
Февраль 1916 года. Владыка освящает новый храм в селе Екатеринославском, совершает продолжительное богослужение. А уже вечером он должен быть в Успенском приходе. Епископа уговаривают остаться: лютый мороз, усталость, приличное расстояние — 35 вёрст. И всё же он едет: «Люди ждут!», и те, кто присутствовал на всенощном бдении в Успенском храме, говорили потом, что более прекрасной и торжественной службы ещё не видели.
Или другой пример. В июне 1915 года император пожаловал икону Николая Чудотворца городу Акмолинску. Дабы почтить великого угодника Божия, славимого даже иноверцами и язычниками, решено было сопроводить икону из Петропавловска в Акмолинск крестным ходом во главе, конечно, с Владыкой. Помимо участия в торжестве перенесения иконы, епископ Мефодий хотел обозреть храмы, приходы, расположенные на пути следования, побеседовать с паствой.
Представляете: 500 вёрст только в одну сторону! Владыка посетил десятки селений, везде совершал богослужения, читал проповеди, раздавал духовную литературу. Обратно из Акмолинска (туда император присылал на имя епископа Петропавловского Мефодия благодарственную телеграмму) Владыка едет уже по другому маршруту — через Атбасар. Голая солончаковая степь, ветер, облака пыли, которая не даёт дышать. Плюс ко всему — зной, палящее солнце. Но епископ продолжает задуманное.
Он побывал почти в каждом уголке нашего края, видел добрые и злые стороны жизни его населения, горе и радость пастырей и пасомых. Чужая боль становилась его болью, и с каждым, кто нуждался в его помощи, он мог беседовать часами и, как свидетельствуют очевидцы, был очень прост и доступен в общении,
Не замыкаясь в узком кругу своих прямых обязанностей, преосвященный Мефодий принимал живейшее участие в общественной жизни. То он посещает детский приют, то женский монастырь, то реальное училище, где освящает икону в честь
В 1921 г. Западная Сибирь стала ареной крестьянского восстания. Выведенные из терпения постоянными налетами на деревни продовольственных отрядов с целью отбирания хлеба, скота и др., уже через год после занятия Сибири красными, крестьяне, по заранее разработанному плану, на огромном пространстве Западной Сибири, принялись беспощадно избивать коммунистов, не щадя ни женщин, ни детей. Вскоре крестьянам удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск, где было образовано Северное Сибирское Правительство.
На помощь крестьянам стали подниматься сибирские казаки. С большой жестокостью, «огнем и каленым железом» подавили большевики крестьянское восстание.
После захвата г. Петропавловска, чтобы навести страх на жителей, красноармейцы в первую очередь убили епископа Мефодия (в марте 1921). Ворвавшись в конце Божественной Литургии в кафедральный Вознесенский собор, красноармейцы накинулись на владыку. Уже убитому епископу Мефодию нанесли несколько штыковых ран и в одну из них красные воткнули крест.
- Если б тебе, Вознесенский собор,
Богом даны были очи, —
Глядя на этот кровавый террор,
Знаю, рыдал бы очень…
…Епископ Мефодий просил
мира в священном соборе.
…Вышел. И знал: на Голгофу идет
Он, Михаил Красноперов.
…Вот и настал владыки черед
Пред Вознесенским собором
Слово последнее миру сказать:
«Остановитесь во злобе»…
Мертвому не закрывали глаза,
Не хоронили во гробе.
Не отпевали святейшей души
На небеса вознесенье…
Тело есть тлен, только душу вовек
Вечно живущую в народе
Видишь? Увиждь, Вознесенский проспект,
Служит епископ Мефодий!
Служит извечною истиной слов
Сын православной веры.
К сестрам и братьям взывая вновь:
«Остановитесь во гневе».
Место захоронения епископа неизвестно, так как, опасаясь народного почитания его останки, нашли себе место упокоения в одной из братских могил того времени. Владыка Мефодий причислен к лику новомучеников Российских в 2000 г. во время Поместного собора Русской Православной Церкви.
- 5366 просмотров