Воскресное богослужение о воскрешении сына вдовы
«Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою». Святитель Феофан Затворник |
Евангельское чтение нынешнего воскресного дня посвящено памяти чуда Господа Иисуса Христа. Спаситель увидел похоронную процессию: хоронили единственного сына у женщины-вдовы. Последний близкий человек ушёл из жизни. Мать была безутешной. Господь сжалился над страдалицей и воскресил её ребёнка, несомненно, вернув не только дитя к жизни, но и его безутешную мать.
Воскрешение сына вдовицы — одно из самых знаменитых чудес Спасителя. За вдовой шло много народа из Иерусалима. Все видели, как Господь воскресил отрока. Все видели, как Господу Иисусу Христу не безразличны судьбы людей. Он Сам воскресил умершего, хотя Святое Евангелие не говорит, чтобы кто-то обращался к Нему с такой просьбой.
Но слепота людей безгранична. Этот же народ — свидетель величайших чудес в истории совсем скоро распнёт Спасителя. Люди быстро забывают добро. Это были злодеи? Нет. Обычные люди. Которые считали себя настоящими верующими, исполняли обряды и постановления иудейского закона. Часто они считали букву закона выше живого человека, выше страданий и боли ближнего.
Господь сострадал немощам людей, и показывал всем пример любви к ближним. Он не судил грешников, ожидая их обращение. Люди и тогда, как сейчас, были готовы своих и чужих. Мы помним, как они осуждали бездетность праведных родителей Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя.
Толпа склонна судить с высока: если на человека обрушились несчастья, значит это наказание от Бога. Значит заслужил. Такое осуждение мы помним по случаю Евангельского слепорождённого.
Но Господь не подобен людям, Он милостив. Вместо осуждения Он воскрешает погибшего сына вдовы. Вместо того, чтобы отделиться от бед людей, Господь участвует в их жизни. Участвует в благочестивых обычаях, ходит в гости, посещает важные события, например, брак в Канне Галиллейской.
Он не отделяет себя от народа, как нередко поступают не в меру ретивые христиане. Не осуждает немощи людей. Но примером Своей жизни зовёт всех за Собой в Царствие Небесное.
Святитель Феофан, рассматривая нынешний евангельский отрывок предостерегает христиан от осуждающего надменного поведения:
«В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить.
А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: „кто меня поставил судьею“?
Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.»
Поэтому нынешнее Евангелие призывает нас подражать Господу в Его милосердии. Господь показывает пример доброго отношения к людям вокруг. Нужно разделять радости и беды людей, заботиться о ближних. Участие в делах и жизни обычных людей не только нам полезно, но и окружающих может привести к Богу, если будем выбирать доброе и отказываться от злого — жить по христианской совести.
- 1261 просмотр