Литургия в 10-ю неделю по Пятидесятнице
В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, в день памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, 29 августа, в Храме Всех Святых была совершена Божественная Литургия. Литургию возглавил клирик храма, протоиерей Евгений Яшенькин, которому сослужил иеромонах Серафим (Максимов). Накануне праздника было совершено Всенощное бдение. Песнопения за богослужениями совершил хор Храма Всех Святых под руководством регента Михайловой И. Л.
В сегодняшнем евангельском чтении мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду, маловерие апостолов в начале своего пути и милосердие Спасителя. Мы вспоминаем сегодня событие, описанное в Евангелии от Матфея (17:14-23). Некий человек привёл к Апостолам своего сына, с детства одержимого бесом, который при припадках бросался в огонь и в воду, и попросил исцелить его. Евангелие упоминает один важный момент: сам отец мало верил в исцеление, но, тем не менее, решил прийти. Спасителя в этот момент рядом не оказалось, Он находился на горе Фавор с тремя ближайшими учениками. И Апостолы решили изгнать беса своими силами. Но бес не выходил, несмотря на все их старания. Они растерялись и не знали, что делать дальше.
В это время вернулся Иисус Христос и увидел всю эту неприглядную картину: бесноватого отрока, маловерного родителя, растерявшихся учеников, злорадствующих фарисеев и книжников, толпу, с любопытством ожидающую, чем же закончится дело. Увидев всё это, Он сказал: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас». Отрок при виде Иисуса упал на землю и валялся, испуская пену, а отец стал просить об исцелении уже Самого Спасителя.
Что же сказал Господь? В первую очередь Он обличил и уврачевал самого родителя: «Если можешь хоть немного верить, то всё возможно верующему». Эти слова произвели потрясение и переворот в его душе. «Верую Господи, помоги моему неверию», — со слезами воскликнул он. А уже потом Спаситель исцелил отрока и изгнал из него беса.
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Эти последние слова Спасителя, услышанные нами в окончании Успенского поста, напоминают о том, что постом и молитвой изгоняется дух бесовский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. И только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи — нет ничего, кроме страстей, — лишь тогда кто-то, да и то не все, могут оценить свое состояние духа.
Можно ли сказать, что где нет молитвы и поста, там и бес? Можно. Некоторым кажется, что бесноватые — это обязательно социально опасные, которые не только бросаются в огонь и воду, но разрывая цепи, бросаются на людей. На самом деле беснование не всегда проявляется буйством. Беснование — это господство диавола над человеком. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое присутствие, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что-то уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего.
Пост помогает человеку обратить внимание на свое внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самоограничением, самовоспитанием. Человек постящийся и молящийся искореняет терния похотей, раскаивается в своих грехах, старается жить по закону Божиему, в общении с Богом. И диавол теряет рычаги воздействия на такого человека. Бесы пытаются влиять на ум, заражать грязными мыслями, стремятся поработить и чувственную сторону жизни человека. Но водимый Богом христианин избегает все сети врага. Постящийся человек не только воздерживается в пище, но отказывается от всего того, что его прельщает, что его порабощает. Только такой человек способен обернуться к Богу и услышать Его животворящее слово.
- 727 просмотров