Божественная Литургия в 15-ю неделю по Пятидесятнице
3 октября, в 15-ю неделю по Пятидесятнице, Святая Церковь отметила Попразднство Воздвижения Креста Господня и память великомученика Евстафия.
В этот день в храме Всех Святых иереем Антонием Шувакиным была совершена Божественная Литургия. Ему сослужили: протоиерей Евгений Яшенькин и иеромонах Серафим (Максимов). На Всенощном бдении, которое состоялось накануне Литургии, были освящены хлеба и прочитан акафист первомученику архидиакону Стефану. По окончанию Литургии иерей Антоний Шувакин произнес поучительную проповедь. Песнопения на богослужениях исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой И. Л.
Наверное, нет среди нас такого человека, который бы не знал о двух главных заповедях, о которых мы слышали сегодня в воскресном Евангелии: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22:35–46). Эти заповеди кажутся настолько очевидными, как бы повседневными для нашего слуха и сознания, что, как обычно бывает в таких случаях, мы со временем перестаем относиться к ним с должным вниманием.
Совершенно естественная, справедливая и жизненная заповедь: люби Бога и ближняго. Господь возлюбил нас прежде, чем мы Его возлюбили: Он возлюбил нас прежде бытия нашего; помыслил об нас — и сотворил нас; если бы не помыслил, — и не было бы нас. А сколько Он даровал нам благ, сотворив нас? — нет числа; пройдите мысленно время с зачатия вашего и доныне; переберите, сколько можете, все, чем вы пользовались и пользуетесь из даров Божиих естественных и общежитейских, воздухом, пищею и питьем, животворным светилом, общественным положением, развитием ваших способностей, кругом родства и добрых знакомых, друзей и проч.; но особенно вспомните: сколько вы получили неоцененных даров через веру Христову; им по истине нет числа; и после всего этого — скажите, чувствуете ли вы потребность сердечную — веровать в Бога, любить и благодарить Его, каяться пред Ним во всех грехах ваших, коими вы ежеминутно оскорбляете Его? — Господь возлюбил нас любовию вечною, праведною и святою, и, дав нам столько благ в здешней жизни, Он приготовил нам безконечную жизнь, полную безчисленных неоцененных радостей в будущем веке вместе с ангелами и святыми угодниками. Скажите, после этого, как мы должны любить Его? Именно, всем сердцем, всею душою и всем разумением.
А что же мы? Мы иногда и разуметь не хотим, сколько безмерны Его к нам любовь и благость. Мы полюбили без меры себя, мир прелюбодейный и грешный, плоть свою, ея мимолетныя удовольствия, — прилепились сердцем ко всякой суете. Глупые, мы любим, что должны презирать, и не любим Господа, Свой вечный живот, своего Спасителя, Промыслителя всещедраго, своего Пищедавца и Светодавца. Оставили Господа, Источник воды живой и выкопали себе дырявые колодцы, которые не могут держать живой воды. Оттого мы и бедствуем всячески и бедствиям нашим нет конца.
Что нам главным образом препятствует любить Бога, иметь всецелую к Нему преданность? Именно — наше самолюбие, наше пристрастие к земным, именуемым благом. Поэтому главная заповедь есть наше самоотвержение. — Кто хочет идти за Мной, отвернись себя и возьми крест свой и иди за мной. (Лук. 9, 23). Апостолам Своим Он заповедал: не берите с собою ни сумы, ни хлеба, ни при поясе меди, и не имейте по две одежды (Марк. 6, 8), чтобы не иметь ни к чему привязанности, а всем сердцем отдать себя Богу и Его промыслу и стремиться к небу и к нашему вечному отечеству и больше всего заботиться о спасении душ человеческих. И они возлюбили Бога всем сердцем и всю жизнь предали Ему, даже до смерти, пострадав за Него с радостью.
Из проповеди святого праведного Иоанна Кронштадтского
«Что нам препятствует любить Бога? Слово X.
В неделю 15-ю по Пятидесятнице»
Также сегодняшнее воскресенье называется Неделей по Воздвижении — это первое воскресенье после праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И Святая Церковь в этот день снова напоминает нам слова Христовы о крестоношении, о необходимости взять крест свой и последовать за Господом Иисусом Христом. Господь говорит: кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, все блага этого мира, а душе своей повредит?
Действительно, какой выкуп даст человек за душу свою? Душа больше всех сокровищ земли. Все блага земли недостойны даже былинки в Царствии Божии. И для того, чтобы спасти душу, необходимо отвергнуться себя. Под словом «себя» Господь имеет в виду все блага мира — удовлетворение плоти, похоти, сладострастия, тщеславия, гордыни, превозношения себя над другими.
Вот таким путем шли святые угодники Божии. Они отрекались от мира, от всего, шли узким путем. А Господь и говорит о необходимости идти узким путем, потому что именно узкий путь ведет в Царство Божие. Широкий же путь ведет в погибель. Когда говорят: живи как все, будь как все — значит, говорят именно об этом, о погибели.
Спасение есть христианский подвиг и нам надо всегда двигаться. Каждый прожитый день должен быть движением ко спасению. Не просто прожить его, проплыть по течению, заснуть вечером и проснуться утром — каждый день нужно стараться заповедь Божию исполнить, каждый день нужно стараться к Богу приблизиться, каждый день нужно обязательно сделать этот шаг. И это шествие наше так трудно, так напряженно, как хождение под водой, где каждый шаг дается с большим трудом. Нам мешает то, что нас облепило, — наши грехи. Но в преодолении, собственно, и есть спасение. Поэтому спасается только подвижник, спасается тот, кто старается Богу служить и Ему угодить. И если мы это усвоим, то Господь нам будет помогать, Он нас исцелит. По милости Божией нам дарована вера — начало уже положено; по милости Божией нам даровано крещение; и по милости Божией мы получим и спасение, только надо этого возжелать.
- 715 просмотров