Торжества в храме Всех Святых на Вербное Воскресение
В шестое воскресение Великого поста, 17-го апреля 2022 года, все православные христиане отмечают двунадесятый Господский праздник — Вход Господень в Иерусалим, известный в народе, как Вербное воскресение.
Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.
На кануне самого торжества было совершено Всенощное Бдение с освящением хлебов, на котором во время особого молебствия прихожанам были освящены, принесенные им ветви вербы. В сам день праздника в храме Всех Святых раннюю Литургию, которая началась в шесть утра, возглавил протоиерей Евгений Яшенькин, следующую за ней Литургию, начавшуюся в восемь утра, возглавил иерей Антоний Шувакин, ему сослужил иеромонах Серафим (Максимов). По окончанию каждого из богослужений прихожане также имели возможность освятить вербы.
Песнопения за богослужениями исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой И. Л.
Прочитанный за Божественной Литургией отрывок из Евангелия от Иоанна повествует о значении праздника. В этот день вспоминается, как Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». В Русской Православной Церкви место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье».
Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т. е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказывается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле: «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом».
В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.
И вот мы встречаем Христа. Мы в новом Иерусалиме. Мы пришли в храм, чтобы начать жить по-новому, начать жить с Богом, начать жить так, чтобы победить смерть. Победить смерть — это главная задача в жизни христианина. Мы знаем, что с каждым днем смерть приближается, а лекарства и врачи... Они, может быть, продлят нашу жизнь на несколько лет, и что? Все равно смерть приближается, и наша задача — ее победить. Есть у нас с вами другой Врач, Который лечит бессмертную душу. Конечно же, и человеку, потерявшему Бога. И этой радости он в мире не находит... А Церковь дает человеку эту радость. Вот вербочки... Казалось бы, как маленькие дети, — держат прутики с цветочками, а это же ради Бога... И действительно, надо быть детьми, чтобы кричать: осанна в вышних! (Мк. 11: 10). Мы пришли к Богу, потому что понимаем, что у нас ничего нет. Посмотрите, какой все-таки слабый человек! Вот у человека праздник, торжество, и вдруг разболелся зуб. Все, праздник кончился — зуб болит! Маленький сосудик в организме лопнул — человек уже лежит и встать не может... Память теряет, речь теряет. Вот какой слабый человек сам по себе! И какой же сильный человек с Богом! Тогда он все может, потому что чувствует, что Бог живет в его сердце. Вот к какому Богу мы с вами пришли и какого Бога мы сегодня с вами встречаем! У Него мы должны учиться, Ему мы должны служить, с Ним мы должны жить, чтобы победить смерть. Пройдет еще неделя, и мы станем свидетелями победы над смертью. Мы услышим слова, которые возгласит Церковь: смерти нет! Услышим слова, которые возгласил апостол: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15: 55).
Очень хочется, чтобы, имея такой источник жизни, такую радость, мы делились ею с теми, кто еще не дошел до храма. Чтобы мы своей жизнью помогали людям увидеть красоту Божию. Проповедь этой красоты не в словах, а в нашем внутреннем состоянии. Берегите Бога в своих душах. Всю любовь Господь нам уже дал. Мы становимся причастниками жизни вечной и той благодати Божией, которая очищает, освящает, обновляет человека. Все это совершает Господь ради нашего спасения. Будем благодарить Бога за Его безграничную и неисчерпаемую любовь к нам, недостойным.
- 714 просмотров