21 апреля. Страстной Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
21 апреля 2022 года — четвертый день Страстной седмицы. В этот день Святой Церковью вспоминается одно из центральных событий всей Евангельской истории, последняя трапеза Христа с учениками, во время которой Он установил Таинство Евхаристии.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
В одной из своих проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объяснил важность величайшего Таинства Евхаристии для всех православных христиан: «Только Бог в ответ на наш небольшой подвиг молитвы, покаяния, доброделания, способен нам дать Свою силу, протянуть Свою спасающую десницу. И Он нам протягивает её тогда, когда мы соединяемся с Ним, становимся реальным соучастником Его земной жизни, Его страданий и Воскресения в Таинстве Святой Евхаристии...». Именно поэтому для христиан Евхаристия является Таинством, священнейшим из всех Таинств, вершиной единения человека с Богом.
В Великий Четверг в храме Всех Святых впервые за дни Страстной седмицы совершилась полная Литургия (с понедельника по среду — Литургия Преждеосвященных Даров), за которой особенно многочисленный сонм молящихся возглавили клирики храма Всех Святых: иерей Антоний (Шувакин), протоиерей Евгений Яшенькин и иеромонах Серафим (Максимов). Множество верующих исповедавшись и получив благословения священника, по апостольскому примеру, стремились соединится со Христом в Таинстве Евхаристии. За богослужением несколько раз произносилась молитва «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», которую пел хор, читал священник и повторяли все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме...
Песнопения за Литургией возглавил хор Храма Всех Святых под руководством Михайловой И. Л.
Тайной Вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная трапеза рода христианского — Божественная Евхаристия. Ветхозаветные люди насыщали тела свои земной пищей, а души их, лишенные общения с Богом, оставались вечно голодны. На выжженных песках пустыни растет только саксаул да мечется бесприютное перекати-поле — вот на такую же духовную ущербность обрек себя падший род человеческий в безблагодатном мире. Силы и крепость для духовного роста и расцвета даровал обездоленным людям только Христос Искупитель, в Самом Себе заключающий Небесную Пищу, по слову Его: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Первыми таинственного этого Хлеба вкусили Апостолы на Тайной Вечере.
Богочеловек Иисус Христос явился в мир не только послужить людям, сделать их чище, лучше — Он принес нам в дар Самого Себя, Пречистую Плоть и Святейшую Кровь Свою. На Тайной Вечери впервые прозвучали слова Господни, призывающие верных к вкушению этой Божественной Пищи.
Как совершается Таинство Пресуществления, как земной хлеб и земное вино становятся Телом и Кровью Спасителя? Человеческий ум, этого понять не способен, но неподвластная даже и гениальному уму тайна легко и свободно открывается простоте веры. Кто свидетельствует нам о величайшем чуде Пресуществления? Не какие-то случайные люди, даже не пророки и Апостолы, нет — Сам Сын Божий ясно возвещает: сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя... Чему и кому мы сможем веровать, если не поверим Единому Безгрешному?
Невиданно, чудесно, непостижимо? Так и должно быть. Таинства потому так и называются, что они есть тайны Божии. А Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть Таинство Таинств, тайна тайн. Нам остается только благоговеть перед Премудростью Божией, славословить Милосердие Создателя, вкушая дарованный Им таинственный Небесный Хлеб бессмертия.
Может ли быть что трудное для Всемогущего Творца, Единым словом сотворившего миры видимый и невидимый, возжегшего мириады солнц, вдохнувшего в персть земную дыхание жизни? Бесчисленное множество загадок остается для человечества в материальной природе, так не удивительно, что наш ум становится в тупик перед великими проявлениями Духа Божия. Но воистину изумления достойны Щедрость и Благость Творца! Спаситель не просто утоляет голод и жажду душ человеческих, питая нас Животворящими Тайнами, — достойных причастников Господь соединяет с Собой кровным родством, делает их христоносцами.
Животворящие Тайны Христовы страшны, как страдания Распятого Спасителя. То, что совершается на Божественной Литургии, — отнюдь не туманный «образ» или «символ», вовсе не «простой благочестивый обычай». Приносимая в наших храмах Бескровная жертва сопряжена со всей вещественностью Кровавой Жертвы Голгофской, только ради человеческой немощи Иисус Христос питает людей Телом Своим и Кровью Своею не явно, но под видом хлеба и вина.
«Когда приступаешь к Святой Чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова», — говорит Святитель Иоанн Златоуст. Да, страшно причащаться Пречистого Тела и Святейшей Крови Христовых, но несравненно ужаснее не вкушать этого величайшего дара Господня, ибо избегающие причастия пренебрегают Самим Спасителем, Крестными Его муками, плодом которых явился этот дар. Отказ от причастия означает гибель человеческой души — по непреложному слову Господа нашего Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 53–57).
- 621 просмотр