Антипасха. Божественная Литургия в храме Всех Святых
1 мая 2022 года. Вторая Неделя по Пасхе, Фомино воскресение или Антипасха, день, когда в церкви вспоминают апостола Фому, который, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть, пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя. Антипасха. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». Поэтому название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «вторая Пасха» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
Божественную Литургию в этот день совершил иеромонах Серафим (Максимов). Литургия ознаменовалась Крестным ходом вокруг храма. Песнопения за богослужение исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой И. Л.
Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Когда произошло распятие Иисуса Христа, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Ему нужны были доказательства, он хотел увидеть раны Христа, чтобы его вера не пошатнулась. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» — говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. И на восьмой день после Пасхи, Иисус явился перед апостолом Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», — сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20:28).
Святой апостол Фома был простым рыбаком, однако, после того как услышал благословления Иисуса Христа, оставил все и последовал за Ним. Он был одним из двенадцати учеников Иисуса.
После Антипасхи, апостол Фома сильнее других уверовал в силу Божью. Он обошел всю землю, читая проповеди, основал Церкви в Месопотамии, Палестине, Парфии, Индии и Эфиопии.
После того, как апостол Фома обратил в христианскую веру сына и супругу индийского правителя города Мелиапора, он был взят под стражу и заключен в темницу. Его долго пытали, а после пронзили тело Фомы пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
История Фомы свидетельствует, что прежде чем прийти ко Христу, надо вывести на свет Божий всё наше неверие.
Надо умертвить все наши колебания, всякую неопределённость в нашей вере. То, что более всего мешает многим из нас прийти к подлинной, глубокой вере, — это нераскаянность в нашем неверии. Это пребывание в приблизительности, в теплохладности, в том, что преподобный Серафим Саровский называет отсутствием решимости. А для этого надо признаться в отсутствии смелости в себе, и покаяться перед Богом.
Вера — это не то, что мы получили однажды в Церкви как богатое наследство. За неё нужно бороться, необходимо постоянно понуждать себя.
Вера — путь, которому нет конца, и мы должны идти, преодолевая усталость и преграды, побеждая сомнения и всякое неверие. Потому что всякий грех есть неверие, и всё, что не по вере, есть грех.
Истинная вера требует беспрерывного изменения себя, непрестанной борьбы с грехом и страстями, тяжелого труда по очищению своей души.
Всё христианство основано на вере в Воскресение Христово, на вере в то, что в нашей земной истории, в нашем земном мире смерть была побеждена и мёртвый воскрес.
Быть христианином означает верить именно в эту неслыханную, невозможную и, тем не менее реально совершившуюся победу над смертью.
«Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то вера ваша тщетна» (1 Кор.15:14).
- 860 просмотров