Неделя 36-я по Пятидесятнице, празднование в честь перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца
Богослужение этого дня совершил клирик храма Всех Святых протоиерей Евгений Яшенькин. На полиелее всенощного бдения было прочитано уставное Евангелие в котором говорилось о Воскресшем из мёртвых Господе нашем Иисусе Христе, после чего протоиерей Евгений помазал всех молящихся освящённым елеем. На сугубой ектеньи божественной литургии были вознесены молитвы о мире в земле Украинской и во святой земле. По окончании литургии протоиерей Евгений обратился с проповедью к прихожанам на тему евангельского чтения.
Исцеление дочери Хананеянки
Вышедши из Галилеи, Господь удалился «во страны Тирския и Сидонския», т. е. в языческую страну Финикию на северо-запад от Галилеи с главными городами Тиром и Сидоном, находившимися неподалеку один от другого. Так как, по словам Ев. Марка, Господь, пришед в эти страны, «никого же хотяше, дабы его чул» (7:24), можно предположить, что целью отшествия Господа в среду иноверного и иноплеменного населения было временное уединение, отдохновение от постоянно сопровождавшей его в Галилее несметной толпы, а, может быть, и от непримиримой злобы фарисеев. «И не може», однако, «утаитися», ибо услышала о Нем некая жена, которую св. Матфей называет «хананеянкой», а св. Марк — «сирофиникиянкой». У этой жены, которую св. Марк называет также «еллинска», т. е. язычница по вере (еллинами в Св. Писании называются все неиудеи, Рим. 1:16 или 1 Кор. 1:22), дочь была одержима нечистым духом, и она начала просить Господа, чтобы Он изгнал беса из ее дочери, причем, зная от иудеев о грядущем Мессии, она называла Господа «Сыном Давидовым», исповедуя этим свою веру в Его мессианское достоинство. Испытывая ее веру, Господь «не отвеща ей словесе», так что даже ученики Его стали просить Господа за нее, указывая на неотступность ее и настойчивость ее мольбы. «Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева», ибо евреи были избранным народом Божиим, им был обещан Божественный Искупитель, и к ним именно Он и должен был в первую очередь придти, их спасать и среди них чудотворить. Быть может, Господь говорил это, применяясь к образу воззрений иудеев на язычников, желая обнаружить всю силу веры этой язычницы перед Своими Апостолами им в назидание. Постепенно приближаясь все ближе и ближе ко Иисусу, хананеянка, по словам св. Марка, наконец припала к ногам Его, умоляя, чтобы Он изгнал беса из ее дочери. Зная, конечно, силу веры ее и продолжая ее испытывать, Господь отказывает ей в словах, которые могли бы показаться крайне жестокими, если бы не были произнесены исполненным любви к страждущему человечеству Господом: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Смысл этих слов таков: «Я не затем удалился из пределов избранного народа Божия, этих „сынов Царствия“ (Матф. 8:12), отняв от них Свою благодеющую чудотворную силу, чтобы расточать ее в стране языческой».
Конечно, и эти слова были произнесены Господом только для того, чтобы обнаружить перед всеми силу веры этой женщины и воочию показать, что и язычники, поскольку они веруют, достойны милостей Божиих, вопреки тому презрению, которое питали к ним иудеи. И хананеянка действительно показала всю высоту своей веры и вместе с тем необычайную глубину смирения, приняв это обидное наименование пса и даже найдя в нем повод к усиленному продолжению своей мольбы: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Эта величайшая вера и глубочайшее смирение были тотчас же вознаграждены. «О, жено, велия. вера твоя», сказал ей Господь: «буди тебе, якоже хощеши!» И дочь ее в тот час мгновенно исцелилась. Особенность этого чуда в том, что оно совершено издали, заочно, как исцеление слуги Капернаумского сотника (Мф. 8:13), тоже язычника, вера которого также удостоилась особенной похвалы Господа.
В этот день празднуется перенесение мощей святителя Игнатия Богоносца.
Родился Игнатий Богоносец в Антиохии. Блаженный Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова. Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления императора Траяна, будучи брошен львам на арене.
Прозвище «Богоносец», по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2–5); по другой, значит «носитель Божественного духа». Мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 году перенесены в саму Антиохию. После взятия Антиохии персами перенесены в Рим в 540 или 637 году в базилику Святого Климента.
- 370 просмотров