Смерть не в силах разлучить
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, |
3 ноября Церковь празднует Дмитриевскую Родительскую субботу, совершает величественное поминовение всех умерших православных христиан. С утра в день праздника и вечером накануне будут с особой торжественностью поминаться все усопшие. Можно будет придти в храм, помолиться об упокоении всех своих православных родственников, послушать совершенно особенное церковное пение, призванное утешить, дать надежду на Вечную Жизнь.
Дмитриевская Родительская суббота — древнее поминовение усопших, установленное святым князем Дмитрием Донским в субботу, ближайшую к сороковому дню после праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В этот славный день в 1380 году была одержана великая победа на Куликовом поле, с тех пор Церковь стала поминать убитых воинов на сороковой день, когда Бог судит душу умершего человека, решая её дальнейшую загробную судьбу.
В наше время в Родительскую субботу принято поминать не только воинов, но и всех своих родных, друзей и знакомых. В этот светлый и святой день все мы можем молитвой соединиться с усопшими, получить через это великое утешение в скорби и надежду на бессмертие в Царстве Небесном. Когда мы молимся на земле, на Небе за нас молятся дорогие нашему сердцу усопшие, об этом радуются Бог, святые ангелы и все святые.
Счастье — жить христианином, счастье — умереть христианином. Бог сильнее смерти — для Него все люди живы. Смерть — это всегда горе, разлука, печаль. Но Бог и в ней утешает Своих верных детей.
«Утешайте друг друга сими словами», — говорит нам святой апостол Павел: «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4: 13–18).
Это значит, что Бог будет вечно жить с верными Ему людьми, а значит, есть твёрдая надежда, а значит, печаль наша небезгранична.
Но значит ли это, что вовсе нельзя печалиться по усопшим? Нет, но скорбь не должна становиться отчаянием. Святитель Феофан Затворник приводит слова двух великих святых: блаженного Феодорита Кирского и святителя Иоанна Златоуста, которые объясняют, как нужно печалиться по умершим: «Блаженный Феодорит: «Апостол не вовсе запрещает печалиться, но отвергает неумеренность скорби и утешает упованием воскресения». Святой Златоуст настаивает на первом: «Скорбеть об умерших свойственно не имеющим упования. И подлинно, душа, совершенно не знающая о воскресении и эту смерть почитающая уничтожением, естественно скорбит об умерших, как о погибших, сетует и безутешно плачет; а ты, чающий воскресения, чего плачешь?»
Толкование приводится по тексту сайта Оптина Пустынь
Мы — православные христиане имеем твёрдую надежду на то, что связавшие всех нас святые узы Церкви неспособна разорвать и сама смерть. Ей не под силу разлучить тех, кого соединил Бог.
- 2821 просмотр