Торжество Православия
Первое воскресение Великого Поста по уставу Святой Церкви всегда посвящается значимому событию дню Торжества Православия. История данного праздника уходит в далекие
В 842 году со смертью императора Феофила окончилась история последней великой ереси христианского Востока — иконоборчества.
Жена Феофила св. Феодора и избранный патриарх св. Мефодий немедленно восстановили иконопочитание, подтвержденное еще за полвека до этого на VII Вселенском Соборе.
Случилось это в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста.
Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.
За двадцать столетий существования Церкви ее много раз пытались разорвать и разрушить многочисленные ереси. Их столь много, что простое перечисление будет превышать объем всей этой статьи. Ереси «возникают» и сегодня — «возникают» в кавычках потому, что выдумать новую ересь практически невозможно, все уже было в истории.
В полемике с ними сложилась великая святоотеческая литература, а люди в то время если уж стояли на чем то, то стояли до смерти. Слова анафематизмов, которые стали потом читаться на литургии в Неделю Торжества Православия, не просто выстраданы, а вымучены и политы кровью. Отнесемся и мы к ним серьезно.
Об этой службе немало написано в нашей литературе, в основном в негативных тонах, как о службе, на которой проклинали «борцов за правое дело», вроде Разина, Пугачева, Льва Толстого. Но в ней нет проклятий — только боль от того, что по гордыне и тщеславию люди, именующие себя христианами, добровольно отделили себя от Церкви.
Возглас диакона на ектении (в переводе):
«Помолимся Господу… чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере»
Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения:
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия промысла и что в мире господствует случай, — анафема.
Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим — анафема.
Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, — анафема.
Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, — анафема.
Не принимающим благодати искупления, взвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, — анафема.
Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, — анафема.
Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, — анафема.
Отвергающим безсмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение — анафема. Отвергающим все таинства церковные — анафема.
Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые — анафема.
Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену — анафема.
Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами — анафема».
В качестве особых дополнений к совершаемому чину было провозглашение анафемы государственным изменникам например Григорию Отрепьеву, более известному под именем Лжедмитрий.
В таком виде этот чин сохранялся до революции 1917 года.
Затем в течении многих десятилетий чин анафематствования был запрещен, и лишь в недавнее время стал восстанавливаться.
Прислушаемся к его словам и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища — православной веры: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».
- 2496 просмотров