История Храма Всех Святых г. Петропавловска Чимкентской епархии

Храм Всех Святых г.Петропавловска Чимкентской епархии

C давних пор города российской глубинки украшались не только представительными зданиями, не только домами богатых горожан, центром духовным и архитектурным каждого города все-таки считался православный храм. Храм занимает особое место в жизни православного человека. Храм — это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. Первым христианским храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. И все мы, крещённые и живущие в вере православной, можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную. В храме всё ведёт нас ко спасению.

Дореволюционный Петропавловск славился своими семью Православными церквями, Католическим костелом, четырьмя мечетями. Красное кровавое колесо истории пронеслось и по нашей земле. В годы лихолетья в городе разрушены все мечети и храмы, кроме небольшой кладбищенской церкви в честь Всех Святых от века Богу угодивших.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему». По своей сути ежедневно у нас престольный праздник, ежедневно, вспоминая подвиг того или иного святого, мы можем совершать праздничную службу, и видимо, этот факт и привел к тому, что Господь не попустил закрытие и поругание храма и его святынь. Став центром православия на севере Казахстана, храм выполнял великий долг в деле служения Богу. Его служители несли тяжелый крест служения в обстановке гонения на веру. Но главное, что было сделано — ежедневная молитва, непрекращающееся Совершение Святейшего Таинства Тела и Крови Господней, труды по окормлению верующих.

«Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего! Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем ему. Ибо Господь есть Бог великий над всеми богами». (Пс.94:1–3)

В 1750 г. по Высочайшему Указу Ея Императорского Величества Государыни Елизаветы Петровны для укрепления юго-восточных рубежей Российской империи возникла необходимость в строительстве так называемой Горькой линии (цепи крепостей-поселений казачества и солдат). На всем протяжении от Кургана до Омска, на небольшом друг от друга расстоянии было выстроено около 40 небольших оборонительных сооружений. Некоторые из них в будущем стали перерастать в города, некоторые исчезли вовсе.

В 1752 году в урочище реки Ишим была заложена небольшая крепость в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В центре крепости размещалась небольшая гарнизонная церковь. К 1850 г., когда крепости был присвоен статус города, в нем размещалось несколько тысяч жителей. При этом в городе размещались храмы: св. Петра и Павла, Покрова Божьей Матери, Вознесения Господня, св. Равноапостольной Марии Магдалины, св. Василия Великого.

Крепости старой камни
Всю боль хранят…
Город Петра и Павла
Священный град.
Дарит ковыль седины
Родным местам,
Горечь тех Горьких линий
И тут и там.

Храм Всех Святых г.Петропавловска Чимкентской епархии

В 1885 году перед градоначальником Петропавловска встал вопрос о необходимости открытия в городе нового кладбища. Старое кладбище, находившееся у собора Святого Вознесения, сильно разрослось и не могло вместить всех умирающих. На северной окраине города было выделено место для нового кладбища и намечено строительство при нем кладбищенской церкви в честь Всех Святых. Вот, что пишет об этом журнал Омские Епархиальные Ведомости в разделе «Справки о храмах епархии» от 1900 г.: «Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1890 — 1894 гг. силами городских властей на средства Петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и его супруги Анна Дмитриевны. Чудотворных и местночтимых икон нет». По преданию проект постройки храма благословил и внес деньги на его строительство подвижник благочестия ХХ столетия преподобный Иоанн Кронштадтский. Храм был построен в стиле корабля, на вершине которого, подобно мачтам, находятся 6 куполов. Колокольня-звонница встроена в храм и располагалась над входом в храм. Рядом со входом в храм помещены 2 иконы пророка Божьего Илии и Крестителя Спасова Иоанна. В храме замечательный резной позолоченный иконостас.

Омские Епархиальные ведомости, давая сводку о состоянии приходов епархии, сообщали: «Всехсвятская кладбищенская церковь бесприходная. Капиталов и угодий, приносящих ей доход, не имеется. Земли при церкви нет. Для помещения причта на земле отведенной в вечное и бесспорное владение городской думой для церкви в количестве 3000 кв. сажен на средства господина Хлебникова выстроен одноэтажный, крытый железом дом».

Из ведомостей расчета с церквями епархии Омского епархиального свечного завода видна финансовая жизнь храма. Так, за 1906–1907 годы, храм (являясь бесприходным) ходил в постоянных должниках. Расчетная ведомость от 31 декабря 1907 года сообщает под № 100 о долге Петропавловской Кладбищенской Всехсвятской церкви в размере 69 рублей 37 копеек.

При церкви была одноклассная, смешанная церковно-приходская школа, которая помещалась в доме, принадлежащем церкви. Школа содержалась на средства попечителя школы купца В. И. Черемисинова. Учительницей состояла имеющая диплом на звание домашней учительницы купеческая дочь девица Наталья Алексеевна Соколова. В школе обучались 37 мальчиков и 7 девочек. Из выписки из Журнала Омского Епархиального училищного совета от 17 марта 1908 г. за № 47: «Заявившим искреннюю любовь и преданность по школьному делу просить Его Преосвященство преподать благословение следующим лицам: учительнице Петропавловской Всехсвятской школы, священнической жене Евгении Лавровой архипастырское благословение и благодарность и объявить через напечатание в епархиальных ведомостях».

Церковно-приходская школы при храме была в центре внимания господина градоначальника. Отчет о её содержании, деятельности, духовной направленности систематически направлялся как к господину Губернатору Омской губернии, так и к преосвященному архиерею епархии. Согласно смете расходов на жалование учащим церковных школ Омской епархии и на содержание канцелярий и книжных складов Уездных Отделений Омского Епархиального Училищного Совета в 1902 году «… На содержание одноклассной церковноприходской школы города Петропавловска при храме в честь Всех Святых:

Из кредита
п.8 ст.3 л. А
сметы Св. Синода
Из 2%
сбора с
церквей
Из 0,5%
сбора с
церквей
Из земских средств Всего
Тобольской губернии Томской губернии
300 руб. - - - - 300 руб.

В заметках епархиального миссионера по борьбе со штундистами от 1901 г. (ОЕВ № 19 от 1.10.1901 г.) о. Иоанна Добролюбова отмечалось, что занятия по богословским дисциплинам, проводимые в школах г. Петропавловска, находящихся на попечении местных обществ начального образования, находятся не на нужном уровне. Духовенство как к открытию занятий в школах, так равно к успешному ведению их относится равнодушно.

В 1903 г. Омский епархиальный наблюдатель был направлен по школам Омской епархии. Целью посещения наблюдателя являлась проверка школьной грамоты, проверка успехов учащихся по предметам школьного курса, школьной дисциплины, дополнительных уроков в пределах школьного курса, проверка классных журналов и расписания уроков, а так же забота об улучшении учительского персонала и состава учащихся, проведение народных чтений при церковно-приходских школах. Омская епархия состояла из областей Акмолинской и Семипалатинской, из частей губернии: Тобольской (уезд Тюкалинский, почти весь Тарский и часть Ишимского) и Томской (часть уездов Каинского, Барнаульского и Змеиногородского). Приводим список церковно-приходских школ епархий, учащих в них лиц и количество учащихся детей по Акмолинскому наблюдательму округу (ОЕВ № 17 от 1 сентября 1904 г.)

Теги: 
Категория: