История Храма Всех Святых г. Петропавловска Чимкентской епархии
C давних пор города российской глубинки украшались не только представительными зданиями, не только домами богатых горожан, центром духовным и архитектурным каждого города
Дореволюционный Петропавловск славился своими семью Православными церквями, Католическим костелом, четырьмя мечетями. Красное кровавое колесо истории пронеслось и по нашей земле. В годы лихолетья в городе разрушены все мечети и храмы, кроме небольшой кладбищенской церкви в честь Всех Святых от века Богу угодивших.
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему». По своей сути ежедневно у нас престольный праздник, ежедневно, вспоминая подвиг того или иного святого, мы можем совершать праздничную службу, и видимо, этот факт и привел к тому, что Господь не попустил закрытие и поругание храма и его святынь. Став центром православия на севере Казахстана, храм выполнял великий долг в деле служения Богу. Его служители несли тяжелый крест служения в обстановке гонения на веру. Но главное, что было сделано — ежедневная молитва, непрекращающееся Совершение Святейшего Таинства Тела и Крови Господней, труды по окормлению верующих.
«Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего! Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем ему. Ибо Господь есть Бог великий над всеми богами». (Пс.94:1–3)
В 1750 г. по Высочайшему Указу Ея Императорского Величества Государыни Елизаветы Петровны для укрепления
В 1752 году в урочище реки Ишим была заложена небольшая крепость в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В центре крепости размещалась небольшая гарнизонная церковь. К 1850 г., когда крепости был присвоен статус города, в нем размещалось несколько тысяч жителей. При этом в городе размещались храмы: св. Петра и Павла, Покрова Божьей Матери, Вознесения Господня, св. Равноапостольной Марии Магдалины, св. Василия Великого.
Крепости старой камни
Всю боль хранят…
Город Петра и Павла
Священный град.
Дарит ковыль седины
Родным местам,
Горечь тех Горьких линий
И тут и там.
В 1885 году перед градоначальником Петропавловска встал вопрос о необходимости открытия в городе нового кладбища. Старое кладбище, находившееся у собора Святого Вознесения, сильно разрослось и не могло вместить всех умирающих. На северной окраине города было выделено место для нового кладбища и намечено строительство при нем кладбищенской церкви в честь Всех Святых. Вот, что пишет об этом журнал Омские Епархиальные Ведомости в разделе «Справки о храмах епархии» от 1900 г.: «Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1890 — 1894 гг. силами городских властей на средства Петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и его супруги Анна Дмитриевны. Чудотворных и местночтимых икон нет». По преданию проект постройки храма благословил и внес деньги на его строительство подвижник благочестия ХХ столетия преподобный Иоанн Кронштадтский. Храм был построен в стиле корабля, на вершине которого, подобно мачтам, находятся 6 куполов.
Омские Епархиальные ведомости, давая сводку о состоянии приходов епархии, сообщали: «Всехсвятская кладбищенская церковь бесприходная. Капиталов и угодий, приносящих ей доход, не имеется. Земли при церкви нет. Для помещения причта на земле отведенной в вечное и бесспорное владение городской думой для церкви в количестве 3000 кв. сажен на средства господина Хлебникова выстроен одноэтажный, крытый железом дом».
Из ведомостей расчета с церквями епархии Омского епархиального свечного завода видна финансовая жизнь храма. Так, за 1906–1907 годы, храм (являясь бесприходным) ходил в постоянных должниках. Расчетная ведомость от 31 декабря 1907 года сообщает под № 100 о долге Петропавловской Кладбищенской Всехсвятской церкви в размере 69 рублей 37 копеек.
При церкви была одноклассная, смешанная
Из кредита п.8 ст.3 л. А сметы Св. Синода |
Из 2% сбора с церквей |
Из 0,5% сбора с церквей |
Из земских средств | Всего | |
Тобольской губернии | Томской губернии | ||||
300 руб. | - | - | - | - | 300 руб. |
В заметках епархиального миссионера по борьбе со штундистами от 1901 г. (ОЕВ № 19 от
В 1903 г. Омский епархиальный наблюдатель был направлен по школам Омской епархии. Целью посещения наблюдателя являлась проверка школьной грамоты, проверка успехов учащихся по предметам школьного курса, школьной дисциплины, дополнительных уроков в пределах школьного курса, проверка классных журналов и расписания уроков, а так же забота об улучшении учительского персонала и состава учащихся, проведение народных чтений при
- 7685 просмотров