Память спасительного Подвига Христова

 

«Он взял на Себя наши немощи
и понес наши болезни…
Он изъязвлен был за грехи наши
и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего [было] на Нем,
и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 4–5).
VIII в. до Р. Х. Пророчество о Страданиях Христовых

Изнесение в храм святого Евангелия Каждение верующих Общая молитва Чтение акафиста Страданиям Господа Спасительное Древо Креста Христова Чтение святого Евангелия Проповедь

Великий пост — святое время воспоминания спасительного Подвига Господа Иисуса Христа. Он всегда предваряет Пасху. Дорогой ценой куплена пасхальная радость — ценой Крови Самого Господа Бога, Его страданий и смерти. Без этой Жертвы за всех людей нет спасения, нет вечной жизни. Чтобы верующие хранили в памяти спасительные страдания Христовы установлено специальное богослужение — Служба Страстям (Страданиям) Христовым.

Богослужение, иначе называемое «Пассией», во второй раз было совершено священством и прихожанами нашего храма. Поднимая глаза на Крест Христов, стоящий в храме, можно только ужаснуться с пророком, оплакивая Господа: «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53: 2).

Бог пришёл к Своему народу, и люди не приняли Его. Сам Бог, достойный немыслимых почестей, «был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53: 3).

Не зная цели этого унижения, этого смирения Божия, не понять Божественных мук. Рожая детей, всякий хочет им счастья, радости и покоя. Но Бог пришёл к людям не для этого: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53: 4). За наши грехи мучили Господа, за наши преступления Он принял наказание, для избавления нас от скорбей Он скорбел, для спасения нас от страданий Он страдал. Каждый наш грех — гвоздь, рана, насмешка, удар Господу Иисусу Христу.

Но кто тогда у Креста понимал это? «Мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53: 3). Никто ли? Были те, кто всё понимал! Глядя на Голгофу, мы видим Пресвятую Богородицу и любимого ученика Христова Иоанна Богослова. Все оставили Господа, а они нет. Так как твёрдо знали: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 4). Смерть Христова — горькое преддверие Славного Воскресения, Смерть Христова — наше Спасение.

Зрячие слепнут пред Крестом, а слепые прозревают духом. Священники и старейшины народа распинают Спасителя. А праведный разбойник молит Христа: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Какое Царство у Умирающего? Какая сила у Распятого? Какая слава у Осуждённого? Небесное Царство и Сила и Слава. И разбойник первым входит в Рай.

Позорная Крестная смерть стала стыдом и позором всему миру. Одних она оттолкнула от Господа, в других вселила мужество и веру. Центурион Римской Империи — сотник Лонгин бесстрашно восклицает: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15: 39), исповедуя с нами Христа и Богом и Человеком.

Праведные старцы Никодим и Иосиф Аримафейский, всю земную жизнь Христа скрывавшие свою веру от страха перед иудеями, осмеливаются просить Его Пречистое Тело на погребение с почестями, нарушив все планы врагов Христовых: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Так исполнилось древнее пророчество.

Святые Жёны Мироносицы при Кресте Христовом своей смелостью посрамили мужскую отвагу бежавших от Христа учеников.

Такова величайшая Драма человеческой истории! Так свершилось предначертанное! Всё это мы и вспомнили молясь словами Акафиста Страстям Христовым.

Один из важнейших вопросов, которые мы должны задать себе, становясь у Креста Христова: с кем мы? Со Христом и Его верными друзьями: Пресвятой Богородицей, апостолом Иоанном, праведными Иосифом и Никодимом, сотником Лонгином, благоразумным разбойником и мироносицами? Или с Иудой, Каиафой, Пилатом и прочими распинателями, мучителями и насмешниками?

Ответ на это — вся наша жизнь. Каждый грех — рана Христу. Но всякий раскаянный грех, всякое прекращение зла и очищение сердца — радость Богу. Поэтому всю нынешнюю неделю, именуемую Святой Церковью Крестопоклонной, нам следует очень внимательно размышлять о Божественных Страданиях и Воскресении. Мы должны не просто подумать о святости Бога и черноте своих грехов, но день за днём мужественно исправлять свою жизнь с Божией помощью.

Категория: