Пассия — воспоминание Страстей Христовых
В воскресенье 12 марта в храме Всех Святых состоялась первая великопостная вечерня, с чином Пассии.
Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит — «страдание» (по церковно-славянски — «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим Постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.
В русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии впервые был напечатан вКиево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Инокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, а не драматическим изображением Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в вечер четырёх воскресных дней Великого поста.
Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из Алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство и все молящиеся прикладываются ко Кресту.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течении Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
- 601 просмотр