По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
...Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон [Обрезание]. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала. митр. Вениамин (Федченков) |
14 января в храме Всех Святых богослужение совершил ключарь храма иерей Антоний Шувакин, диаконский чин иеродиакон Серафим Максимов, песнопение исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой Ирины Леонидовны. За сугубой ектеньёй иерей Антоний вознёс молитвы об избавлении от коронно вирусной инфекции. По окончании Божественной литургии, духовенство храма с прихожанами пропели тропарь и кондак праздника, после славления иерей Антоний обратился с проповедью к прихожанам о значении праздника обрезание Господне и дня памяти святого Василия Великого.
Иисус Христос исполнил ветхозаветный закон и открыл новый, евангельский закон, закон духовный и святой. И уже восьмидневным Младенцем Он принял священнодействие ветхозаветной Церкви — обрезание. Этим Спаситель мира показал нам пример, чтобы и мы были верными чадами Святой Церкви Его, верно, хранили и исполняли святые Его заповеди, уставы и советы церковные. Своим обрезанием Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы и мы во время нашей земной жизни совершили над собой духовное обрезание, то есть отсекли все свои богопротивные помыслы и предрассудки, искоренили все душетленные страсти и пожелания, очистили себя от всякого греха, всякой скверны плоти и духа и таким образом стяжали благодать Святого Духа и спасение.
Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания — праздник Его вочеловечения. Совершенный человек, это не только биологическое, и не только общественное, но еще и непременно — религиозное существо. Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца. И поэтому отсчет христианской эры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова.
Так же в это день церковь почитает и память святого Василия Великого. Вся Его жизнь от первого сознательного движения и до последнего вздоха была посвящена Богу. Он родился «по молитве отца его к Богу» и воспитывался в благочестивом христианском семействе, которое страдало за веру Христову во время гонений при римских императорах Галерии и Максимиане.
С раннего детства, возлюбив Бога, Его святой закон и учение Христово, Василий решил посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви.
Василий оставляет родительский дом и отправляется учиться в далекие края, посещает города, знаменитые своими школами и учителями, прилежно занимается различными естественными науками. Во время учебы в Афинах Василий познакомился с Григорием, будущим великим богословом, с которым он духовно сроднился навсегда. Вместе они посещали школу и церковь, и оба мечтали о монашеской жизни. Тесная и трогательная дружба этих великих святителей служит лучшим примером для жизни каждого христианина. «Когда мы открыли друг другу желания свои, — говорит святой Григорий, — и предмет их — спасение... желание жить общей жизнью для Бога, тогда уже стали мы друг для друга все: и товарищи, сотрапезники, и родные, одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу».
После окончания учебы Василий посетил Египет, Палестину, Месопотамию, чтобы познакомиться с устройством монашеских общин и жизнью знаменитых и святых христианских подвижников. Вернувшись на родину, окрепший духом от общения с великими подвижниками Востока, Василий, раздав свое имущество бедным, принял монашество. Впоследствии святитель Василий устроил в Понте много монастырей, в которых он ввел новые формы и правила монашеской жизни. Эти правила сохранились до наших времен. Отшельническая жизнь монаха Василия продолжалась недолго. Церковь, обуреваемая арианскими смутами, особенно нуждалась тогда в таких всесторонне одаренных тружениках и стойких защитниках Никейского Символа веры, каким был инок Василий. Он оставляет свое уединение и сначала в сане пресвитера, а затем архиепископа поставляется на служение Святой Церкви.
Одной из забот святителя было улучшение церковного богослужения. С этой целью он ввел чин божественной литургии, которая совершается сегодня в наших храмах. Он ежедневно постоянно проповедует в храмах своей епархии, объясняя людям учение Православной Церкви, обличая еретиков и наставляя на путь спасения. «Решился я для мира не избегать какого бы то ни было труда, — писал святитель, — не отказывать говорить и делать что-либо унизительное, не брать в расчет дальности пути, не бояться каких-либо других беспокойств, только бы сподобиться наград, обещанных миротворцам».
Святитель Василий Великий всегда оставался верным защитником православной веры в борьбе с арианами, которые выступали против божества Иисуса Христа, не признавая Его равным Богу Отцу. Он не уступил и тогда, когда император Валент стремился уничтожить православную веру. Склонив к арианству Галатию и Вифанию, император Валент отправил в Каппадокию своего приближенного — жестокого префекта Модеста. Прибыв в Кесарию, Модест вызвал к себе архиепископа и в грубой форме предложил ему принять арианство. Но святой Василий спокойно, с полным достоинством отвечал, что воля императора здесь бессильна. На угрозы префекта конфискацией имущества, изгнанием, истязанием и смертью святитель Василий смело отвечал: «Если можешь, угрожай иным, а это нимало нас не тревожит... потому что не подлежит описанию имуществ, кто ничего не имеет, разве потребуешь у меня этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю... потому что везде Божие место... смерть же для меня благодетельна: она скорее перешлет к Богу, для Которого живу и тружусь... и к Которому давно поспешаю».
Пораженный ответом, Модест срочно доложил императору: «Побеждены мы, царь, настоятелем этой церкви. Это муж, который выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений». В результате стойкости святителя Василия в отстаивании своих убеждений Валент отменил насильственное введение арианства.
Изнуренный тяжкими трудами епископского служения, изможденный непрерывными болезнями, истощенный суровыми монашескими подвигами, 1(14) января 379 года великий пастырь Церкви Христовой мирно отошел ко Господу.
- 854 просмотра