Почему наши тыквы не скалятся?

В ночь с 31 октября на 1 ноября западные страны празднуют Хэллоуин. Любой праздник посвящён кому-то. Кому посвящен этот праздник? От куда он пришёл и к чему ведёт? Попробуем разобраться.

Святитель Иоанн Новгородский | Фото с сайта mediasar.ru Кузнец Вакула верхом на чёрте | Фото с сайта www.chitalnya.ru Джэк Тыквенная Голова | Фото с сайта www.pravmir.ru

— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется?
При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок.
— Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан!
Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством»

 

Юмористическое отношение к нечистой силушке не ново, имеет свои корни, как в зарубежном, так и в отечественном искусстве, традициях и повседневной жизни. Только смеются над ней по-разному.

 

Приближается весёлый, разгульный праздник Хэллоуин, на котором правят бал скелеты, вампиры, призраки, лешие, кикиморы и прочие адские ребята. В их честь можно нарядиться самим, нарядить своих детишек, украсить дом, устроить вечеринку. Но стоит ли это делать? Так ли безобидны и забавны шуточки с нечистой силой? Кто шутил над ней на Западе, а кто у нас? Давайте разберёмся.

Прежде всего, ознакомимся с историей праздника. Так сказать, посмотрим, откуда у него ноги растут. Для этого нужно послушать человека, разбирающегося в истории мира и в христианстве одновременно. Почему? Чтобы понять само название праздника: День Всех Святых. Или, может быть, это два разных праздника?

Нужный нам специалист — владыка Александр, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский. Он прекрасно разбирается в мировой истории, так как окончил Буэнос-Айресский и Калифорнийский университеты, а как епископ он — знаток христианской истории. Вот что он рассказывает о корнях праздника Хэллоуин на сайте Православие.Ru

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельтские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween — т. е. Аll Hallows' Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

Так и получилось, что праздник, где святость выступает лишь как предмет для насмешек стал совершенно напрасно называться Днём Всех Святых или сокращённо Halloween. Сейчас он весёлый и смешной, но так было не всегда. Когда-то праздник был вызван необходимостью задобрить мертвецов и злых языческих богов.

Увы, вера язычества была суровой: не накормишь мёртвого дедушку вкусностями, и он полакомится тобой. Таким образом, этот праздник был ежегодным откупом от тёмных сил, своеобразной данью. А, как известно, дань платят рабы своему хозяину.

Для язычников это дело — норма, к ним вопросов не имеется. Но нужно ли православному христианину откупаться от нежети? Даже и в шутку? Конечно, нет. С приходом в мир Христа, тёмные силы перестали быть начальством людям, принявшим Господа. Поэтому и шутки с адскими ребятами у христиан всегда были другими.

Для примера вспомним кузнеца Вакулу, которому посвящён эпиграф статьи, летавший на чёрте в Петербург за туфельками любимой. Кузнец, которого люто ненавидели бесы, за малеванье икон с карикатурами на них. Юмор? Конечно, юмор! Но не подобострастный и пресмыкающийся, а властный и свободный.

Известен пример из жизни святителя Иоанна Новгородского, святого XV века. К нему пришёл бес, а он не то, чтобы не стал его задабривать или откупаться, а перекрестил и… полетел на нём верхом в Иерусалим — молиться Богу.

Конечно, можно не поверить этому рассказу, если Вы — неверующий человек, но здесь важен сам принцип — святой человек не боится тёмных существ. Как вымышленный Вакула, так и святой Иоанн с презрением относятся к бесовским нападениям, потому что они — святые, потому что с ними Бог.

Так и любой православный христианин должен бояться согрешить, и поэтому поддаться власти нечистой силы, а не заигрывать с ней. С ней любые шутки плохи, если Бог не стоит за спиной. Тем более, не следует даже в шутку изображать из себя нечесть, потому что подражают тем, кого уважают, а адские ребята этого недостойны.

Шутить с нечистой силой просто глупо, если ты не святой человек, которого Бог защитит от всего, что угодно. Даже произнесение имени чёрта бывает опасно, а уж тем более шутить над ним, подобно тому, как не следует дразнить злую собаку. По этой причине старые люди запрещают чертыхаться, так как даже произносить имя нечистого в разговорах небезопасно.

Но неужели только православные считают ниже своего достоинства принимать участие в этом празднестве? Совсем нет! Не один благоверный мусульманин тоже не примет в нём участия.

Вот, что пишут на сайте про Хэллуин в России www.hallo-ween.ru почитатели этого праздника: «Совет муфтиев России также не приветствует этот праздник. Однако, это ничуть не мешает празднику, придавая ему контркультурные черты так популярные у молодежи».

Говоря нормальным языком, расписывать стены нецензурными шедеврами и праздновать Хэллуин — одного поля ягоды. И там контркультура, и там она же. Это не значит, что все празднующие Хэллоуи — хулиганы, просто сейчас немодно думать своей головой, создавать свои праздники, подключать смекалку и модный креатив. Большинство участников торжества празднуют, потому что все друзья празднуют, потому что по телевизору празднуют.

Так почему же окна православных домов никогда не скалятся щербатыми улыбками фонарей мёртвого Джека? Потому что мы не зовём в свои дома парей из ада даже один раз в год, даже в шутку. В наших семьях живёт Бог и уважение к Нему нам всего дороже.

Теги: 

Категория: 

Система Orphus

Храм Всех Святых г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»