Помни о смерти и вовек не согрешишь!

Суббота 3 ноября — особенный день в церковном календаре: Дмитриевская Родительская Суббота, когда Русская Православная Церковь молится об упокоении всех православных христиан. Наш храм отметил это светлое событие сугубой молитвой об усопших. Вечером накануне за богослужением был совершён заупокойный парастас (всеобщее молитвенное стояние), а утром в субботу духовенство и прихожане помолились на заупокойной Божественной Литургии и панихиде.

Отец Евгений

По завершении утреннего богослужения клирик нашего храма протоиерей Евгений обратился к прихожанам со словом наставления, объясняя смысл праздника и призывая к правильному его прохождению.

Отец Евгений поведал собравшимся о древней традиции совершать заупокойное богослужение в этот день, восходящей к временам битвы на Куликовом поле. Когда православное воинство под руководством святого благоверного князя Даниила с благословения преподобного Сергия одержало великую победу.

Нет больше той любви, чем жизнь отдать за своих ближних, учит нас святое Евангелие. Православные воины совершили этот высочайший подвиг. Мы должны поминать славных предков и их подвиг. Постепенно верующие в этот день стали молиться за своих родителей и всех усопших православных христиан.

Страшно говорить о смерти, но необходимо, особенно в этот день. Смерть страшит всех: православных гнетёт груз осознания своей греховности и будущего Суда Божия, маловеров и неверующих пугает неизвестность и небытие.

Святые отцы учат нас: «Помни час смертный и вовек не согрешишь». Они призывают жить каждый день так, будто бы он последний, ежечасно готовиться к ответу на Страшном Суде.

С печалью отец Евгений отметил, что год от года на поминальные субботы в храм приходит всё меньше людей. Тридцать лет назад, во время гонений на Церковь храмы были переполнены, а сейчас, при совершенной свободе, не наполняются.

Раньше, когда умирал человек, несмотря на государственный запрет, родственники стремились позвать бабушек, чтобы они читали над покойным святую Псалтирь до самого момента похорон. Потому что осознавали всю важность этого. Раньше даже священных книг нигде не было, но люди находили выход.

Сейчас всё есть, всё можно, но никому не нужно. Умер человек, отвезли его в морг, положили в холодильник на три дня, затем забрали тело, всплакнули над ним, закопали в могилу и забыли. Это ужасно! С телом человека обращаются, как с мясом, а нужно, как со святыней. Потому что Евангелие учит, что тело и душа воскреснут на Страшном Суде. Человек будет полностью воскрешён Богом так, как был создан: с едиными душой и телом, поэтому отношение к телу должно быть уважительным.

В момент смерти человек ждёт наших молитв, поддержки. Нужно сорок дней усиленно молиться об усопшем. Для примера можно вспомнить о родных, с которыми мы в разлуке. Мы с нетерпением ждём от них любой весточки, звонка. Но живым легче перенести разлуку — всегда есть, на что отвлечься, чтобы не думать о ней. Усопшим в этом плане невыразимо тяжелее.

Молитва — вот то, что умершим нужно от нас. От нас не требуется умереть ради ближних, не требуется совершить великих подвигов, а лишь вспомнить о своих близких, вспомнить и помолиться.

Нам нужно чаще вспоминать о усопших. Не будем молиться мы — не найдётся доброго человека, который в будущем помолится за нас.

В конце своего слова отец Евгений рассказал о напрасности ожидания многими людьми конца света. Святое Евангелие учит нас, что дата конца света и Второго Пришествия известна лишь Богу — никто из людей не может её знать. Людям её и не нужно знать. Напрасно думать, что все бы покаялись, зная её. Пример праведного Ноя доказывает это. Святой пророк строил ковчег сто дней подряд, а окружающие люди лишь смеялись над ним. Пришёл потоп и положил конец тому миру. Кроме семьи Ноя не спасся никто, хотя он звал спасаться всех.

Нужно помнить, что все мы смертны. Сколько не страшись слова смерть, её никому не избежать. Смерть — это самое прогнозируемое событие в жизни человека. Рождается человек и неизвестно, кем он станет в будущем, чего достигнет в жизни. С определённостью о нём можно сказать лишь одно — он умрёт.

Святые люди всегда ждали смерти как желанного момента соединения со Христом в Его Царстве Небесном.

В конце своего слова к пастве отец Евгений призвал верующих использовать время жизни для добра. Как призывает апостол Павел: не будем излишне скорбеть, а будем трудиться, пока у нас есть возможность: делать добрые дела, слушаться Бога, молиться о себе и ближних, живых и усопших.

Категория: