Праздник святого князя Владимира и 1025-летия Крещения Руси
В воскресенье 28 июля Русская Православная Церковь празднует знаменательную дату не только церковной, но и государственной истории — 1025летие Крещения Руси. Эта дата приурочена к церковному празднику святого равноапостольного великого князя Владимира, принявшего Православную веру и крестившего свой народ.
В нашем храме на праздник была совершена Божественная Литургия с чтением патриаршего послания по случаю 1025летия Крещения Руси и благодарственным молебном Господу Богу после богослужения.
Вечером накануне состоялось праздничное всенощное бдение с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
Духовную оценку празднуемым ныне событиям нам даёт святитель Николай Сербский в своей проповеди о святом князе Владимире и русском народе — побратиме сербского народа:
«Князь Владимир первый с народом русским прилепился к Царствию Небесному.
С народом, говорю я, ибо и до него прилеплялись отдельные личности к Небесному Царству — тут и его бабка Ольга, и киевские мученики Феодор и Иоанн и другие.
Но Владимир первый пошел путем Креста со всем народом своим. Это не могло произойти без великой внутренней борьбы в самом Владимире, без много большей душевной борьбы, чем у косовского Лазаря и у последнего царя русского.
Ведь они, будучи крещеными и воспитанными в христианском духе людьми, должны были просто выбрать, оставаться или не оставаться им до конца на привычном уже пути христианского жертвования, тогда как язычник Владимир, сын отца, прозванного „диким вепрем“, должен был решиться на совершенно новый, на Руси дотоле неведомый и неисхоженный путь.
Он, никогда не отказывавший себе ни в одном земном удовольствии, доходивший до предела разврата, необузданной кровожадности, грабежа, местелюбия, — он должен был умереть старой душой и начать жить новой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Решиться на смерть душевную, я считаю, тяжелее и героичнее, чем на смерть телесную.
Ибо смерть душевная, на которую решился распутный князь Киевский, означала не смерть мгновенную и однократную, но смерть повседневную и многую, по словам Апостола Павла: Я каждый день умираю, братия.
Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает и самую тяжелую из трех предложенных ему вер. Летописцы сообщают, что он долго расспрашивал, прежде чем решился.
Он знал, что христианская вера означает путь Креста и что путь Креста означает прежде всего поставить крест на своем дурном прошлом, на тряпье старых привычек, на своей старой душе.
И знал он, что недостаточно будет просто стащить веревками с киевского холма Перуна и утопить его в Днепре, но что и сам он, и каждый подданный его должен будет выкинуть всех идолов из своей души.
А идолы славянские, — увы! — как и любые идолы, были вымечтанными земными богами, величайшими ничтожествами под громчайшими именами, тупыми и немыми агентами царства земного, привязывавшими людские души к земле, обещавшими лишь земное царство, земное обманчивое счастье, которого никто никогда в глаза не видел.
Идолопоклонство славянское, с центром в Киеве, делало славян самым диким народом Европы. Каков был в язычниках Владимир, таковы были и русские славяне: мрачная орда грабителей, разбойников, обжор, пьяниц, разрушителей, которые вдов сжигали живьем, которые идолам своим приносили в жертву закланных младенцев.
То был страх и трепет для культурных народов, особенно для самой культурной из них — Византии. Наибольшим удовольствием для славян было разрушение того, чего они не создали, и ограбление того, чего они не заработали.
Какая сила под солнцем могла из этой мрачной орды сотворить народ, приручить его, переродить, преобразить, воскресить и дать ему душу святую вместо души звериной? Единственно сила веры Христовой могла совершить с русскими это неземное чудо. Она из
Недавний женоманьяк, Владимир распустил свой гарем и начал жить целомудренно. Владимир — обжора и пьяница начал поститься, причем поститься до изнеможения, — он, посмеявшийся над верой исламской, когда услышал, что она запрещает свинину и вино!
Словом,
Нужно было именно исправившегося грешника выставить пред всеми коленами русскими. Нужно было на пороге новой России поставить просветившегося язычника, чтобы он стоял подобно медному змию и примером своим наставлял, подбадривал и лечил оступившихся и павших русских во все грядущие времена.
Самая лучшая рекомендация для любого лекарства — это исцеленный больной. Нужно было исцеленного князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье.
Из всех чудес, что творит в мире вера Христова, самое полезное чудо — обращение грешника в праведника.
И вот с этим на себе самом совершенным чудом стоит Владимир в воротах христианской Руси и словно кричит в уши каждому русскому: „Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? И во что ты превратился?“.
Итак, Владимир — и необычный человек среди остальных великих людей, и необычный святой среди святых.
Он — пионер величия и святительства в русском народе, причем пионер державный, сделавший подлинное величие и святительство государственной программой. Удивительная государственная программа, которую нельзя претворить в жизнь, пока каждый гражданин не претворит ее на себе, по примеру самого Владимира!
С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.
Крестивши русский народ, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы
Мрачная языческая масса русская через Крещение сделалась с течением времени „красным солнышком“ среди народов. И мы можем воскликнуть: русский народ, красно солнышко!»
Фрагменты слова святителя Николая Сербского «Князь Владимир — креститель Русских» цитата с Православие.Ru
- 3220 просмотров