Празднование памяти святого пророка Божия Илии
2 августа день памяти Святого пророка Божия Илии. Богослужение этого дня совершил клирик храма Всех Святых иерей Павел Олесиюк. Богослужебное песнопение исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой Ирины Леонидовны.
На всенощном бдении состоялось освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. На полиелее духовенство храма прочитали акафист пророку Илии, иерей Павел помазал всех молящихся освящённым елеем. На божественной литургии были вознесены молитвы о мире в земле Украинской. По окончании литургии состоялось освящение воды и крестный ход во круг храма. На улице духовенство храма освятили овощи нового урожая.
Пророк Илия является самым почитаемым ветхозаветным святым. Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. 17–21 и 4Цар. 1, 2).
Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения, с одной стороны, могущества Яхве в лице пророка Илии и, с другой стороны, могущества Ваала, в лице 450 пророков, и могущество Астарты, в лице 400 пророков; жрецы Ваала и Астарты в количестве 850 человек потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком Илиёй, после чего трупы пророков были сброшены в реку Киссон (3Цар. 18:40). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась убить Илию.
Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Синай, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.
Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Илия был вознесён не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидает дня Второго пришествия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, Илия вместе с Енохом является одним из апокалиптических «двух свидетелей» (Откр. 11:3), которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем, «выходящим из бездны» (Откр. 11:7).
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвёртой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её ему уже с огненной колесницы (4Цар. 2:11-13).
- 392 просмотра