Пророка Даниила и трех отроков, cвятых праотец. Притча о званных на вечерю
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.
(Кол. 3, 4-11; Лк. 14, 16-24). «Много званных, но мало избранных». Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по-христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться...
Воскресное богослужение о званных и избранных
«Бог хочет, чтобы человек веровал в него больше, чем в кого бы то ни было и во что бы то ни было в мире. |
Евангельское чтение нынешнего воскресного дня даёт нам важнейший урок жизни. В мире всегда будет много тех, кого Бог зовёт к Себе, но избранных — людей, которым вера принесёт спасение мало. Это грозное напоминание и призыв менять жизнь, пока не поздно.
Господь обратился к народу с притчей. Слушатели думали про себя: мы люди верующие, служим истинному Богу, значит всё у нас хорошо: Господь нас за всё простит и поселит у Себя в Царствии. Правда, похоже на нас? И среди нас большинство думает, что получить однажды святое Крещение и изредка заходить в Храм на большие праздники — достаточно.
Но Господь спешит поменять эту напрасную слепую веру. Он приводит пример большого брачного пира. Хозяин зовёт на праздник всех. Но гости — званные начинают присылать отговорки. Один говорит, что купил дорогую землю и хочет грамотно распорядиться, другой только что женился и потому не может придти, третий купил скот и хочет испытать его в деле.
Владыка пира тогда зовёт всех нищих, увечных и больных. Пир наполняется гостями. Тех, кого позвали сразу, оказались потерянными — их место заняли другие.
Это страшно! Потому что званные — это мы. А пир — это Вечная Жизнь. И мы можем в самый важный момент жизни — свои последние минуты выбрать вместо Неба земное богатство, наши дела или любимых людей.
Как в жизни живём — такой и конец нас ждёт. Если не находили время на Бога, не стремились к нему, останемся на месте. Будем сидеть, а всё вокруг погибнет, и мы погибнем. Потому что ничто земное не вечно.
Мы думаем про себя, что лучше людей вокруг, потому что делаем всё правильно. Но в притче говорится о другом. Хозяин пира в ней зовёт случайных людей с распутий: нищих, больных и увечных, и они идут и приходят.
Так было при земной жизни Спасителя. Люди, считавшие, что живут правильно, считавшиеся достойными гражданами, оказались не готовы принять Господа. А те, кого считали грешниками и недостойными: нищие, калеки, раскаявшиеся бандиты и блудницы, поменявшие жизнь чиновники и другие презренные обществом люди пошли за Богом в Его Вечное Царство.
Это притча о ценностях. Господь не призывает бросать всё. Он учит правильно определять самое важное. Надежду возлагать не на богатство, славу, здоровье и людей, а только на Бога.
Но и надежда эта должна быть не ленивым признанием того, что Бог есть, и мы в Него верим. Званные делали также. Мы должны откликнуться на зов. Мы должны идти. У нас не так много времени. Нам нужно успеть войти на Пир, пока двери смерти не закрылись.
Как мы идём к Богу? Исполняя Его Заповеди, участвуя в общей молитве и делах Церкви. Да, всем бы хотелось, спастись, сидя на месте. Но Бог создал людей по-другому. Мы созданы так, что без других людей не спастись.
Без Церковной молитвы и благодати, без добрых дел и отказа от зла, придти к Богу нельзя. Это трудный путь, о нём знают все, но не многие его пройдут. Господь прямо говорит: «Много званных, но мало избранных» (Лк. 14, 16-24).
Уже на земле у нас есть Пир, на который зовёт Господь — Святое Причастие, когда люди принимают Тело и Кровь Христовы и становятся одним целым с Богом. На каждой службы священник зовёт нас на этот пир. Достойное Причастие соединяет с Богом на земле, чтобы связь перешла в вечность. Чтобы мы вечно были с Богом.
Пример трудного, но спасительного пути мы видим в жизни святых пророков, память которых пришлась на нынешнее воскресенье. Когда вокруг все были язычниками, они всей жизнью служили Богу.
Пророк Даниил и три царственных отрока занимали высокое положение в обществе. Их склоняли к язычеству. Хотя бы в мелочах. Говорили: зачем вы поститесь? Ешьте мясо, которое благословили наши жрецы. Вы же вредите себе! Но святые не шли на компромисс. Все удивлялись: как они выглядят такими крепкими и здоровыми, хотя не питаются нормальной пищей?
Наконец, их заставили прямо: или принесите жертву идолам в честь царя или умрите. Святые отказались. Тогда Даниила кинули к голодным львам, но пророка Божиего пощадили грозные животные. Трёх отроков кинули в печь, но огонь не повредил святым.
Вот пример бескомпромиссной жизни! Где обидчики и советчики, которые говорили: живите, как мы это полезнее! Не мучьте себя! Святые не послушали их и теперь вечно живы с Богом. А их противники сгинули, обрели вечную погибель.
Вот и вывод нынешнего воскресного дня. Мы все получили от Бога приглашение в Царствие Небесное, чтобы жить вечно и счастливо. Дорога будет трудна, но нам нужно её пройти. Пройти достойно, чтобы другие люди посмотрели на нас и пошли вместе с нами. Чтобы нам не оказаться снаружи, когда двери закроются. Только мы решаем: станем мы избранными или навсегда останемся только званными.
- 1575 просмотров