Протоиерей Иоанн (Блохин)

Протоиерей Иоанн (Блохин)

Блохин Иван Антонович родился 16 августа 1935 г. в с. Копал Талды-Курганской обл. В 1950 г. окончил семилетнюю школу, с 1950 г. по 1966 г. работал плотником в СМУ Копальского совхоза. В 1966 г. по 1970 г. учился в Ленинградской Духовной Семинарии, далее учился в Ленинградской Духовной Академии, которую и закончил. Был рукоположен в сан диакона в 1969 г. митрополитом Никодимом Ленинградским и Новгородским, а в 1970 г. им же рукоположен в сан священника в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской Академии и семинарии. Был награжден набедренником и наперсным крестом Святейшим Патриархом Пименом. В 1974 г. был назначен митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом (Черновым) на второе священническое место в Всехсвятскую церковь г. Петропавловска, а впоследствии назначил его настоятелем церкви.

Протоиерей Иоанн (Блохин) Отец Иоанн был любим всеми прихожанами церкви, был внимателен к людям, к их бедам и радостям. Не раз отец Иоанн стремился быть иноком на Афоне, подавал прошения, но они были отклонены, ему предстояло нести тяжелый крест служением в миру, сносить склоки и грязь завистников. Но всегда он выходил из всех передряг с честью, не замарав своего чистого имени.

Отец Иоанн скончался 16 октября 1998 г. и похоронен на кладбище рядом с могилой матери. Память настоятеля нашего храма свято чтится всеми прихожанами. В день его кончины служится парастас и заупокойная Божественная литургия.

Проповедь отца Иоанна в неделю Сыропустную

«Прощайте и прощены будете» (Лук.6.37)

Великий пост, братья и сёстры, мы встречаем Прощеным воскресением. Сегодня Святая Церковь призывает нас братски обнять и сердечно простить друг другу все взаимные «долги» — обиды, поношения, оскорбления. Это нужно сделать потому, что в наступающем Великом посту все мы будем призваны говеть, приносить покаяние на исповеди, прося у Бога прощения во всех согрешениях, в том числе и против ближних. Святая Церковь заранее предупреждает сегодняшним Евангельским чтением, что Бог нас прощает только тогда, когда мы сами прощаем людям их согрешения против нас. Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14–15). Как видите, братья и сестры, отношение к нам Бога зависит от нашего отношения к людям. Если мы им прощаем и примиряемся с ними, то и Он нас прощает и примиряется с нами.

И наоборот, если не прощаем, то и Господь нас не прощает. Почему наши отношения к Богу так тесно связаны с нашим отношением к человеку? Вспомним, что две основные заповеди даны нам Богом: заповедь любить Бога и заповедь любить ближнего своего. Эти заповеди, неразрывно связаны между собою, объединяются у христианина в одном чувстве и в одном слове — люби: люби Бога и одновременно и человека. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин.4.20). А между тем, братья и сестры, мы часто слышим и сами говорим такие слова: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит моё сердце: они ко мне плохо относятся, совсем не люблю их».

Такие слова — самообман и лукавство. Если мы не любим людей или равнодушны к ним, то дорогу к Богу не найдём в своём сердце. Хотя мы по привычке и будем продолжать молиться, но молитва наша будет сухая, холодная, недоходчивая. Сердце христианина едино и неделимо: если он любит, то любит и бога и человека, если ожесточается и черствеет, то и к Богу и к человеку. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце может согреваться и гореть только ДВУЕДИНОЙ любовью — и к Богу и к человеку. Поэтому всякий раз, когда мы собираемся молиться Богу, надо предварительно смягчить своё сердце к человеку, «прощая его» и уже этим смягчённым, тёплым сердцем молиться Богу. Такая молитва будет иметь в себе силу подняться до неба, ибо в сердце молящегося будет и Бог и человек: любовь к Богу и человеку.

Когда же наступает Великий пост, и мы должны будем говеть, каятся, исповедоваться и причащаться в храме, широко распахнув свою душу для раскаяния и примирения с ближними, то заочного прощения друг друга уже недостаточно и возникает необходимость очного, перед лицом друг друга, взаимного прощения, чтобы не только свою душу очистить от недружелюбия, но и расположить к этому и вчерашнего недруга. Не лёгкое это, братья и сестры, дело — тяжёлое и мучительное. Нам предстоит просить прощения у наших обидчиков, и со своей стороны, просить прощения у тех, кого мы обижали. Готовы ли мы на этот двойной подвиг? Готовы ли смирить свою гордость, чтобы искренне и чистосердечно просить прощения у обиженных нами. Готовы ли смягчить и расширить своё сердце, чтобы искренне и чистосердечно простить своих обидчиков? Преподобный Нил Сорский указывает, что человек только тогда может простить другому человеку, когда, поразмыслив, убедится что сам грешнее и виновнее всех. Истину этого спасительного суждения может проверить на самом себе каждый из нас.

Преподобный Ефрем Сирин в дни своей молодости попал в тюрьму по ложному обвинению в краже овец. Предоставленный в тюрьме самому себе, он задумался над своей жизнью и предоставил право голоса своей внутренней мысли, своей совести. Она напомнила ему о таких грехах в его жизни и о таких недостатках в отношении к людям, что он признал себя достойным ещё большего наказания, чем тюремное заключение. Когда кончилось это заключение, молодой Ефрем ушёл в пустыню для борьбы с грехами и всеми недостатками своей человеческой природы. Предоставим сегодня и мы, братья и сёстры, право голоса своей совести, и она подскажет нам, что действительно есть, о чём просить прощение друг у друга. Богоугоднее прощать взаимно, чем одностороннее. Прощая и одновременно прося прощения, мы шире раскрываемся и согреваем своё сердце, ибо все мы действительно грешны и виновны друг перед другом. Все мы знаем, как трудно иногда простить другого человека. Конечно, без помощи Божией здесь невозможно. Поэтому, будем просить: «Господи, помоги мне простить ближнему и забыть обиду». С такой молитвой на устах будем сегодня прощать, и просить прощения. Будем надеяться на милость Божию, ибо Ему «всё возможно». Господь и желание наше приемлет и намерение целует и вздох покаянный милует, а недостающее милосердием Своим восполняет.

Тайна Божия милосердия заключается в том, что Господь прощает нам прежде, чем мы успеваем простить друг друга, т. е. Он готов прощать за одно созревшее желание и решимость нашу примириться. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4, 32). С надеждой на эту всепрощающую милость Божию, да приступим, все мы сегодня, по зову Святой Церкви, к великому таинству всепрощения и примирения друг с другом в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.