Рекомендуемые направления работы духовника церковно-приходской школы

Основной целью церковно-приходской школы является воцерковление учащихся. В соответствии с этим духовное воспитание должно готовить выпускника к деятельности и осознанной жизни в Церкви. Большая ответственность ложится на духовника школы, который выстраивает работу так, чтобы духовное просвещение и воспитание служило благой цели духовного роста и душевного спасения учащихся и их родителей.

Окормление школы включает работу не только с детьми, но и с педагогами, и с родителями учащихся.

В обязанности духовника входит:

1. По отношению к учащимся:

  • Молитвы за детей (во время Богослужений и частные моления).
  • Привлечение детей к активному участию в Богослужении (пение, чтение, помощь в алтаре и храме): мальчиков к служению в алтаре, девочек — в храме, в том числе и на подсвечниках. Создание такой атмосферы, чтобы это служение воспринималось детьми как поощрение.
  • Содействие духовному росту детей через таинство исповеди и личные духовные беседы. Памятуя о том, что участие в Таинствах Церкви — величайшее средство духовного воспитания, духовник должен способствовать как можно более частому исповеданию и причащению учащихся.
  • Помощь в подготовке к таинствам, научение молитве (можно ввести в практику совместное чтение утреннего правила, последования ко Святому Причащению и чтение благодарственных молитв по Святом Причащении), приучение к чтению духовной литературы.
  • Практика частого молебного служения: молебен о путешествующих перед поездкой по святым местам, благодарственные молебны и т. п.
  • Привлечение детей к мероприятиям духовного содержания: паломнические поездки, крестные ходы, епархиальные детские мероприятия и т. д.

2. По отношению к педагогам:

Духовник должен памятовать о том, что духовное состояние педагогов — активный воспитательный фактор по отношению к ученикам, в связи с этим:

  • Практиковать совместное причастие педагогов и учеников ради их духовного единения.
  • Содействовать духовному росту педагогов. Рекомендовать настоятелю прихода на работу в школе только тех педагогов, чей внешний вид, поведение, речь свидетельствуют об их высоком внутреннем духовном состоянии и могут служить для детей образцом христианского служения, христианской культуры, этики.
  • Благословлять педагогов на каждое серьёзное школьное дело.
  • Активно участвовать в педагогических советах (в ходе работы могут возникнуть вопросы личностного отношения между преподавателями, которые может разрешить только священник).
  • Совместно с педагогами решать вопросы, связанные с нравственными проблемами учащихся.

3. По отношению к родителям:

Духовник особо должен обращать внимание на то, чтобы родители не являлись соблазном для своих детей. Церковно-приходская школа и семья должны заниматься воспитанием детей в сотрудничестве.

  • Проведение совместных молебнов о детях со чтением акафиста Божией Матери.
  • Активное содействие воцерковлению родителей: проведение огласительных бесед, привлечение к посильным послушаниям на приходе и к мероприятиям школы.
  • Проведение бесед с родителями о православной семье, воспитании и на различные духовные темы.