Семейные ценности на опыте работы СШ в честь прп. Сергия Радонежского

 

Центром всей воспитательной
работы по укреплению семьи
должен стать церковный приход.
Юношам и девушкам необходимо
предоставить возможность интересной
и полезной деятельности,
социального служения в храме.
патриарх Московский
и всея Руси Алексий II

В последние годы тема семьи, брака и воспитания детей стала главной в повестке дня православной общественности. В поддержку семейных ценностей высказываются иерархи Церкви, в рамках епархий формируется стратегия содействия православным семьям, на приходах пастыри стремятся сделать все возможное по укреплению семей прихожан.

Первоиерарх Церкви святейший патриарх Кирилл выступил инициатором ряда предложений к руководителям Совета Федерации по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве. Патриарх внес ряд предложений по противодействию абортам. Так он посоветовал «принять инструкцию для работников Минздравсоцразвития, ставящую перед врачом в качестве приоритетной задачу по сохранению беременности. Запрещающую врачебные инициативы по её прерыванию, предписывающую в обязательном порядке и в полном объеме знакомить женщин со всеми негативными последствиями и рисками при совершении абортов». Святейший предложил «создать при каждом роддоме Центр кризисной беременности с участием психолога и представителей религиозных объединений». Первоиерарх не обошел вниманием и многодетные семьи. По его словам, следует «приравнять труд матери по воспитанию детей к другому общественнополезному труду, установив пособия по многодетности». Всё вышесказанное показывает, что проблема семьи стоит на повестке для у Святейшего Патриарха Кирилла.

Сегодня всех нас волнует то, при каких условиях наше общество и православная семья, как его ячейка, может духовно возродиться и достойно воспитать новые поколения. Понятно, что без обращения к вопросам духовного наследия сделать это невозможно, поскольку духовная культура — это ни какая-то абстракция, а исторический опыт социального бытия человека и общества. Д. С. Лихачев писал о том, что все, что связано с душой, идет от души, нужно нам для души — это есть духовная культура. Питательной почвой для духовного развития человека является «душа народа», те обычаи и традиции, которые наследуются из поколения в поколение, создавая высокий потенциал, возвышая и сохраняя святость, красоту и чистоту духовного откровения личности.

Народ, у которого нет понятия о семье не имеет будущего. Он обречен на вымирание. Развлечения и потребительское мировоззрение, которое навязывают СМИ, делают свое дело. Из идентификационного кода православного семьянина умело вымываются те понятия, которые делали семью и всех её членов твердыми, мужественными, способными на жертвенный подвиг.

Об этом страшном последствии действий СМИ, направленных против семьи четко сказал еще в 2006 году владыка Александр, будучи архиепископом Костромским и Галичским: «Дети и молодежь нуждаются в защите не только от террористических актов, но от агрессивной проповеди безнравственного и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязываются стереотипы: жить — значит наслаждаться, „бери от жизни все“. Православная Церковь решительно заявляет свое решительное несогласие с образом молодого человека, живущего по стандартам, навязанным ему современной культурой. Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы, одинаково говорящих и одинаково чувствующих».

Семейные ценности, о которых сегодня мы говорим, необычайно значимы, ибо в них содержится то зерно, без которого мы не сможем сформировать это будущее поколение. Семейные ценности являются прямым отражение духовной составляющей любого общества, общественных формаций, которые показывают, что в дореволюционный период основой государства и Церкви была российская семья с её патриархальным укладом.

Особо, в преддверии 400-летия династии Романовых, хочется отметить, что примером и образом для русских семей были семьи членов царствующего рода. Так император Александр III и императрица Мария Феодоровна не только имели чёткое представление о том, какой должна быть семья с её ценностями, какими должны быть их дети, но и сами являли стране таковой образ. Союз любви и веры, смирения и духовной самодостаточности, неимоверной любви и строгости в подходе к воспитанию детей — вот что являл собой облик царской семьи. Император требовал: «…Ни я, ни великая княжна не желали делать из детей оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу. Учите хорошенько мальчуганов, поблажки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, особенно не поощряйте лени. Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста, но доносчику — первый кнут…».

Во время Советской власти у родителей постарались отнять возможность воспитывать детей в семье. Троцкий воспринимал семью главным препятствием в деле революции. Лидеры политпросвета Луначарский, Крупская, Коллонтай считали, что мужчина и женщина должны быть, прежде всего, товарищами по борьбе за Советскую власть. Все семейные ценности и забота о воспитании автоматически брало на себя общество. Плоды краха семейных ценностей и отношений мы пожинаем сейчас. Четко видна дезинтеграция семьи и распад брачных отношений.

Сегодня на смену традиционной семье и венчанному браку приходят новые формы отношений: пробный брак, гражданский брак и однополый брак. В отличии от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, сегодня нормой стала семья, состоящая их родителей и детей.

Нельзя говорить о возрождении православной семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Это необходимо осуществить через воспитание всех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимание, любовь, доброжелательность, готовность придти на помощь и пожертвовать собой. Все эти качества необходимо сформировать в школьные годы. Нужно как можно в более раннем возрасте привить молодым людям представления о семейных ценностях.

Проблема семейного воспитания детей трудно заместить тем, что Церковь пытается преподать на уровне приходов. Легко говорить общие красивые слова о семье вообще, но очень трудно вести разговор о её составных частях.

В христианском браке устанавливается баланс телесного и душевного, когда интимному общению супругов уделяется свое место, и в тоже время можно все больше познавать душу любимого, все больше ей удивляться. Путь христианской семьи есть путь совместного спасения, устремленный в вечность. Только при таком подходе супруги чувствуют высший смысл своего брака, который не ограничивается совместной поездкой в Турцию или обсуждением просмотренного фильма. Старец Паисий Афонский произнес верные слова: «Когда один из супругов любит другого, то, даже находясь вдали от него — если этого требуют обстоятельства, — он все равно будет близко, потому что для любви Христовой не существует расстояний. Однако, если между супругами нет любви, то они даже находясь рядом, могут быть очень далеко друг от друга. Поэтому каждый из супругов должен стараться всю свою жизнь сохранить любовь к другому, принеся себя в жертву ради него».

Исторический опыт нашей школы, возможно, кому-то покажется слишком незначительным, чтобы, опираясь на него, делать какие-либо выводы или принимать его за основу в решении каких-либо вопросов. Но, тем не менее, мы уже с уверенностью можем сказать, что не одно поколение воспитанников прошло через наши руки. Макаренко, Сухомлинский, Шаталов — имена этих педагогов новаторов всем нам хорошо знакомы. Кто-то развивал обучение через воспитание, кто-то — выступал за творческое или за коллективное воспитание личности, но, ни один из педагогов никогда не отметал семейные ценности в деле воспитания молодого поколения.

Открывая православную школу в светском государстве, мы ставили приоритетной задачей воспитание гармонически развитой личности, для которой главными целями жизни будут — служение Богу и служение Родине. И то и другое проявляется, прежде всего, в отношениях с ближними, а ближе семьи для человека нет ничего. Приходя в стены школы, ребенок приносит с собой и часть своего мира. Очень часто, глядя на ребенка, можно понять в какой семье он растет. К сожалению, не всегда родители наших учеников сами воцерковлены, а это вызывает определенные трудности.

Наряду с воспитанием религиозного сознания в школе ведется работа и по воспитанию гражданского патриотизма и по развитию семейных ценностей. В рамках последнего проводятся следующие мероприятия:

  • Семейные праздники: «День мамы», «Спортивная семья», «День жен-мироносиц», «День кн. Ольги — день православной бабушки» и т. д.
  • Семейные походы выходного дня, загородные лагеря — проводятся всегда с привлечением родителей.
  • Осваивается новая форма работы: «Родительский час» — в течение недели один из родителей проводит занятия для учащихся класса, рассказывает о своей профессии, проводит экскурсии, знакомит с творчеством писателей, поэтов, предлагает для бесед темы, интересующие ребят.
  • Подготовка ко всем школьным праздникам осуществляется с привлечением родительской общественности. К сожалению, зачастую на такие призывы откликаются родители только лишь младшего звена.
  • Проведение общешкольных родительских собраний дважды в год стало традиционным. На таких собраниях выступают не только представители администрации, но и медики, представители правоохранительных органов.

Наши воспитанники — не просто девочки и мальчики, не просто граждане своей Родины, но и будущие мамы и папы, будущие хранители семейного очага и семейных ценностей. А значит, и этому их необходимо научить. В школе обучается несколько детей, лишенных родительского тепла — это опекаемые дети и дети из неполных семей. Иногда только во время послушаний в церковной столовой девочки знакомятся с ведением семейного быта, а мальчики во время загородных походов учатся чувствовать ответственность за ближнего. Конечно же, такие навыки должны закладываться и развиваться в семье, но иногда школа — единственное место, где ребята могут применить их на практике.

Наша школа имеет 6 выпускных классов. Хочется отметить, что среди наших выпускников сложилось уже несколько семей, пятеро из них стали родителями. А особо хочется отметить, что выпускник и выпускница разных лет создали семью и воспитывают уже маленькую дочь.

Среди старшеклассников нашей школы был проведен социологический опрос, включавший в себя следующие вопросы:

  1. Что такое гражданский брак?
  2. Как Вы к нему относитесь: положительно (почему?) отрицательно (почему?)
  3. Какой возраст Вы считаете идеальным для начала половой жизни?
  4. Ваше отношение к вступлению в сексуальные отношения до брака?
  5. Каковы причины вступления юношей в сексуальные отношения до брака?
  6. Каковы причины вступления девушек в сексуальные отношения до брака?
  7. Как Вы считаете, что такое «девственность «?
  8. В наше время быть девственником (девственницей) до брака
  9. А) позор б) достоинство в) не знаю
  10. Вы бы хотели, чтобы ваш супруг (супруга) был
  11. А) девственником б) не был девственником в) все равно
  12. Как ваши родители относятся к этим вопросам?
  13. А) отрицательно б) положительно в) не знаю г) им все равно
  14. Что такое верность?
  15. Есть ли смысл хранить верность?

В анкетировании приняли участие 17 человек из 8–10 классов. Результаты следующие:

Ответы учеников заставили нас задуматься над проблемой целомудренности, верности. И было принято решение вынести этот вопрос на общешкольное родительское собрание.

Тема доклада: «Неучтенный фактор национальной безопасности или ценность целомудрия в современном обществе».

Основные положения доклада:

  1. Что такое целомудрие и отношение к целомудрию сегодня.
  2. Гражданский брак и положение женщины и детей в нем.
  3. Взгляды Питирима Сорокина на сексуализацию общества.
  4. Армия и целомудрие.
  5. Сексуализация общества — неучтенный фактор национальной безопасности

Некоторые родители, вроде бы ориентированные на православные ценности, не считают воспитание целомудрия наиважнейшей задачей. Занятые вопросами материального обеспечения семьи, предоставляют детям полную свободу, не контролируют их знакомства с порносайтами или какими-нибудь другими «секс-просветовскими» источниками информации. С олимпийским спокойствием мамы отпускают дочек в составе веселой компании на дачу, где не будет взрослых. Или, уезжая сами, оставляют детей в квартире одних. А на удивленный вопрос: «Как же вы не боитесь предоставлять ребенку неограниченную свободу в такой ситуации?» — отвечают совсем как типовые героини западных фильмов: «Она уже достаточно взрослая. Я надеюсь, у нее есть голова на плечах».

П.Сорокин ещё в 50-е годы ХХ века отмечал: «…сексуализация сознания людей ведет к разрушению семьи: росту разводов, возрастающей неспособности к совместной жизни, упадку родительской любви, отказу от деторождения и к увеличению числа брошенных детей…». Все эти негативные моменты прослеживаются в настоящее время. Сексуализация общества разъедает патриотические чувства молодежи, что пагубно влияет на армию и на национальную безопасность.

Ставка верховной власти на общенародный патриотизм в отрыве от целомудрия тоже нереалистична. С какой стати развращенные эгоисты, привыкшие жить по своим страстям и похотям и готовые ради них бросить, предать свою семью, ведущие постоянную войну со своими согражданами «в погоне за максимальной долей материальных благ и удовольствий», будут отдавать силы, здоровье и жизнь за соотечественников — людей, которых они никогда даже в глаза не видели? Они, наоборот, постараются извлечь выгоду из ситуации, не погнушаются предательством, перейдут на сторону врага, сделают все что угодно, лишь бы сохранить свою жизнь для новых чувственных утех.

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии — документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них — свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям — источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

Работа со старшеклассниками в этом направлении осуществляется в виде олимпиад, посвященных важнейшим событиям истории, и интеллектуальных встреч (сборы, вечера), посвященных знаменательным датам истории.

Цель: воспитание патриотизма, веры, ответственности, чувства долга и чести на примере подвига, жертвенности ради других.

В декабре 2011 г. был проведен скаутский сбор, посвященный Дню георгиевских кавалеров, в феврале 2012 г. — 200-летию Отечественной войны 1812 года, октябрь 2012 г.- День тезоименитства цесаревича Алексея Николаевича, 10 декабря 2012 г. — Священники — герои ордена св. Георгия. Проводимые мероприятия состоят из 2-х частей. Первая часть содержит короткую информацию о событии, вторая — интеллектуальная игра (викторина и т. п.). Победитель игры получает награду. Информационную часть готовят сами старшеклассники под руководством педагога.

За последние 3 года проведены олимпиады, посвященные 65-летию Великой победы; русско-турецким войнам; 200-летию Отечественной войны 1812 года. Последняя олимпиада проводилась в рамках интеллектуальной игры «Наше наследие» (организатор ПСТГУ г. Москва). Победители II тура олимпиады участвовали в финальной игре в г. Москве. Проведена олимпиада, посвященная 260-летию г. Петропавловска, а также олимпиада в честь 400-летия освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.

Участниками олимпиад являются подростки воскресных школ метрополии и школ г. Петропавловска. Количество участников варьируется от 50 до 90 человек.

Олимпиады способствуют проявлению творчества старшеклассников в разных формах: от презентации до написания стихов. Так, Митенко Темирлан, Селиванов Андрей, Ивашкин Михаил посвятили свои поэтические работы Бородинскому сражению. Очень интересными были презентации-исследования по данной теме.

Самым важным результатом такой формы работы является воспитание преданности и героизма во имя Родины! Немаловажен и тот факт, что большую помощь в подготовке мероприятий и в выполнении заданий олимпиад играют родители.

Интересна и такая работа по формированию семейных ценностей как создание родословных. Она воспитывает чувство гордости за семью, фамилию; ответственность и историческую память.

Историческое сознание — больше, чем знание исторических фактов, больше, чем понимание исторических закономерностей: это деятельная любовь к Родине; это сопричастность и ответственность; это накалённая, яркая вера; это долг… Символы веры, завещанные предками, должны вызывать «священный трепет»; ушедшие в вечность герои звать к новым подвигам и свершениям!

Человек должен помнить, откуда он родом, зачем пришёл в сей мир, на чьих плечах стоит, и что должен передать детям.

В настоящее время разворачивается борьба за человека. Каким ему быть?!

Или — постчеловек, живущий чужими мозгами в виртуальной реальности «общества спектакля»… Постчеловек, лихорадочно выбирающий что-то без выбора, захваченный «механикой корыстолюбивого беспокойства»… Постчеловек, манипулируемый «хозяевами жизни», человек-компьютер? Иван, не помнящий родства, готовый совершить преступление против близких ему людей: отца, матери?

Или — сомневающийся, ищущий, живой человек. Человек, с достоинством встречающий вызовы времени. Человек, умеющий страдать и сострадать, любить и ненавидеть. Человек, познающий, преобразующий мир; человек — творец, гуманист, коллективист, мечтатель, учёный, поэт.

В христианской семье происходит нечто очень важное — восстанавливается баланс внутренних чувств, стремлений, влечений, имевших до брака яркое выражение. Св. Григорий Богослов писал: «Составляя единую плоть, супруги имеют одну душу, взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не отдаляет от Бога, а напротив, более привязывает потому, что имеет более побуждений обращаться к Нему…»

Семья словно корабль, парус которого — искренняя любовь. Но этот парус раскроется только при веянии благодати Духа Святого. Поэтому, часто нецерковные семьи быстро идут ко дну, а семью церковную укрепляет Сам Бог.