СОВМЕСТНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИПАСТЫРЕЙ КАЗАХСТАНСКОГО И СРЕДНЕАЗИАТСКОГО МИТРОПОЛИЧЬИХ ОКРУГОВ пастырям, диаконам, монашествующим и всей пастве Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих округов
Возлюбленные о Господе
всечестные пастыри и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини
и все верные чада Русской Православной Церкви
Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих округов!
Милостью Божией в 2021 году для Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих округов наступила особая историческая дата — 150-летие с момента создания Ташкентской и Туркестанской епархии.
В исторических преданиях об апостольской проповеди можно найти указание на то, что семена Евангелия в Центральную Азию были принесены уже в I веке ближайшими учениками Господа Иисуса Христа. В III-VI веках христианская вера начинает активно распространяться в Центральной Азии. Учреждаются епископские кафедры в Мерве, Самарканде и Невакете. Немало было последователей христианства в обширной Эфталитской империи, занимавшей территорию от Восточного Туркестана до Каспийского моря. На рубеже IX-X веков была образована Карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали церкви, христиане проживали и в городах по течению Сырдарьи. Факты существования развитых христианских общин в регионе подтверждаются археологическими раскопками. Второй период распространения православного христианства в Казахстане и Средней Азии начинается в XVIII веке. Православную паству края составили прибывшие из России жители новых поселений — станиц, а в последствии и городов. В середине XIX века православное население региона составляло приблизительно 250 000 человек. К началу ХХ века в Туркестане, в состав которого входила значительная часть территории современного Казахстана, проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 православных церквей.
Учрежденная в 1871 году новая епархия охватывала огромную территорию, на которой ныне располагаются независимые государства — Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Ее духовным и административным центром стал город Верный, нынешняя Южная столица Казахстана — Алма-Ата. Сюда, в мае 1872 года, прибыл первый архипастырь новоучрежденной кафедры — Преосвященный архиепископ Софония (Сокольский) — один из выдающихся по своей учености и просветительской деятельности иерархов, которого по праву мы можем именовать апостолом Великой степи, просветителем Центральной Азии. Владыка Софония будучи человеком очень начитанным, образованным, эрудированным во всех отношениях, снискал уважение в самых высоких кругах, а глубокие знания Корана и арабского языка позволили ему расположить к себе как религиозных лидеров Ислама, так и простых мусульман. Выразительные и мудрые слова и проповеди владыки производили весьма яркое впечатление на людей. Преосвященный Софония среди народа Туркестана заслужил уважительное и почтительное именование «домла», что значит «наставник». Семидесятилетний старец-архиепископ трудился поистине с юношеской ревностью, стремясь делом и словом зажечь в сердцах паствы живительный огонь веры, созидая храмы, неустанно совершая богослужения и проповедуя Слово Божие. Личность владыки Софония стала примером для священнослужителей, совершающих церковное делание на южной границе христианской цивилизации.
Необычайно значимы и неоценимы для нас труды и подвиги первого архипастыря и апостола Великой степи. Его деяния продолжили такие светильники Православия, как епископ Александр (Кульчицкий) — видный церковный просветитель XIX столетия, епископ Неофит (Неводчиков) — известный духовный писатель, епископ Димитрий (в схиме Антоний (Абашидзе)) — видный церковный деятель и исповедник веры, епископ Пимен (Белоликов) — смелый обличитель безбожия и первомученик земли Казахстанской, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) — гениальный хирург и богомудрый иерарх, митрополит Арсений (Стадницкий) — выдающийся проповедник евангельского благовестия, митрополит Николай (Могилевский) — страдалец за Христа и возобновитель церковной жизни в Казахстане в трудные послевоенные годы, митрополит Иосиф (Чернов) — всенародно почитаемый старец-молитвенник и подвижник благочестия.
Вскоре после октябрьского революционного переворота 1917 года, ставшего духовной и исторической катастрофой для нашего народа, Туркестанская епархия разделила печальную участь всей Российской Церкви. По городам и весям страны начались жестокие, кровавые гонения на веру Христову, прокатилась волна уничтожения храмов и монастырей, поругания святынь. В 30-х годах ХХ века Великая Степь и Средняя Азия стала местом ссылки иерархов, духовенства и простых верующих со всех концов Советского Союза. Здесь несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога десятки тысяч православных людей. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, Алжир, Степлаг, Лисья Балка. Эту землю, обагренную христианской кровью, приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II назвал «антиминсом, распростертым под открытым небом».
Во времена советской власти, в 1945 году, из Туркестанской епархии постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви были выделены две епархии — Алма-Атинская и Казахстанская и Ташкентская и Среднеазиатская.
Сегодня на территории этих двух обширных епархий нашей Церкви, «в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и прочей общественно-значимой деятельности» волей священноначалия созданы два Митрополичьих округа — Казахстанский, объединяющий 9 епархий, и Среднеазиатский, включающий в себя 4 епархии.
Благодарим Бога за то, что эти решения Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла способствовали тому, что духовной жизни в Казахстане и странах Средней Азии был дан новый мощный импульс. Результаты работы отделов и комиссий Митрополичьих округов очевидны — активно реализуются просветительские, образовательные, и социальные проекты, развивается работа с детьми и молодежью, восстанавливаются порушенные святыни и созидаются новые храмы, большое число людей возвращаются к вере своих благочестивых предков, узнают о величии и красоте родного Православия.
Обращаясь к славным и трагическим страницам прошлого, необходимо извлекать уроки для утверждения на дальнейшем жизненном пути. Мы даем себе отчет в том, что благодаря жертвенным трудам наших предшественников стало возможным церковное возрождение на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Мученики и исповедники приближали наступление времен, благодатных для жизни Православия, именно они своим мужеством, силой духа, крепостью христианских добродетелей сумели вернуть в общественное сознание возвышенный, благородный образ Церкви, который 80-х и 90-х годах XX века привел множество наших соотечественников в храмы. Сегодня перед нами стоит важная и ответственная задача: раскрыть перед современниками сокровенную суть деяний наших святых, помочь духовно усвоить значение и плоды их трудов, каждому православному христианину, живущему в Казахстане или странах Средней Азии. По словам Святейшего Патриарха Кирилла: «Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге». Серьезное развитие этого направления церковной работы продиктовано велением христианской совести. В нем — исполнение заветов святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Сегодня всем нам — архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам — надлежит сообща, с горением сердца, не щадя своих сил, трудиться к славе Божией и пользе ближнего. Мы должны творчески применять имеющийся у нас опыт, свидетельствовать о Православии везде, куда нас направляет Промысл Божий. Мы имеем уникальные возможности, о которых лет тридцать назад не приходилось и мечтать, но реализованы они будут только в том случае, если работа наша во всех областях церковной жизни будет динамичной и неформальной. Наша позиция и наша надежда на успех в деле свидетельства миру вечных истин святого Евангелия должна определяться верностью христианскому призванию, пониманием Божественного смысла мироздания, твердой верой, что неотлучно с нами пребывает Господь и Бог наш Иисус Христос.
Еще одной общей актуальной задачей является сохранение в регионе мира и согласия между людьми разных национальностей, убеждений и религиозных взглядов, чтобы не было даже повода к межконфессиональным и межнациональным конфликтам. К этому призывает нас наша вера: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). А потому мы вместе с апостолом Павлом просим вас «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за правителей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4).
Призываем каждого человека к созиданию мира и к делам милосердия, чтобы наша любовь и доброта друг к другу стала наглядной проповедью об идеалах высокой духовности и нравственности.
Отрадно, что в этот юбилейный год во всех епархиях Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих округов прошли мероприятия, посвященные 150-летию некогда единой епархии. Наши торжества усугублялись празднованием 800-летия со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского — поборника Православия, защитника веры, миротворца и молитвенника к Богу за народ.
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, торжественно отмечая 150-летний юбилей начала активной церковной жизни в наших Митрополичьих округах, мы едиными устами и единым сердцем возносим свои благодарственные молитвы к Богу за Его благодеяния и промышление о верующих Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана.
Мы молитвенно обращаемся к святым новомученикам и исповедникам, просиявшим в ХХ столетии, испрашивая их помощи в деле сохранения и укрепления веры Христовой в наших странах.
Благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за отеческое внимание и заботу о жизни православных верующих, проживающих в Казахстане и Средней Азии.
Слова благодарности обращаем ко всем, кто вносит свою посильную лепту в развитие духовной жизни, участвует в различных церковных инициативах, созидает храмы, помогает обездоленным, трудится на ниве христианского просвещения и воспитания молодежи, кто своим усердием, являет «дело веры и труд любви» (1Фес. 1:2).
Проявляя деятельную заботу об укреплении и утверждении Православия, будем черпать силы из источников духовной мудрости, оставленных нам в наследство просветителями и наставниками, новомучениками и исповедниками, «дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1Пет. 4:11).
Архипастыри Казахстанского и Среднеазиатского Митрополичьих Округов.
г. Ташкент
19 декабря 2021 года
- 553 просмотра