Святое семейство преподобного Сергия

Праздник преподобного Сергия Радонежского — прекрасное время, чтобы поговорить о его святом семействе, подарившем миру пятерых святых. Осмысление жизненного пути святой семьи может дать каждому из нас замечательный пример для создания и укрепления своих семей.

Ефошкин Сегрей. Прп. Сергий Радонежский | www.alchevskpravoslavniy.ru Преподобные Кирилл и Мария. Икона с житием | www.Pravoslavie.ru Молитва родителей преподобного Сергия | www.Pravoslavie.ru Погребение родителей прп. Сергия. Икона над усыпальницей святых. | www.pravicon.com Преподобный в школе (святой отрок в синем), святой отрок в красном – брат Стефан. | www.historydoc.edu.ru Преподобный Сергий и дикие звери. | www.historydoc.edu.ru Служение Литургии со святым ангелом. | www.pravicon.com Выпечка хлеба преподобным Сергием и служение Литургии на нём | www.historydoc.edu.ru Прп. Стефан с сыном Иоанном у прп. Сергия | www.pravicon.com Благословение святого Дмитрия Донского на Куликовскую битву | www.historydoc.edu.ru Куликовская битва | www.historydoc.edu.ru Явление пресвятой Богородицы прп. Сергию | www.lib.pstgu.ru Погребение прп. Сергия Радонежского | www.lib.pstgu.ru Святитель Феодор, архиепископ Ростовский | www.Pravoslavie.ru

Первыми двумя святыми семьи преподобного Сергия были его родители: боярин Кирилл с супругой Марией.

Неудивительно, что один из величайших святых мира родился от благочестивых родителей: «Сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника» [1], — пишет преподобный Епифаний, автор жития преподобного Сергия.

Добрая или злая жизнь родителей находит отражение в судьбе ребёнка. Это правило знает очень мало исключений. Поэтому крайне важно не только правильно воспитывать дитя, но и жить праведно.

«Зародыш мой видели очи Твои»  [Пс. 138, 16 ], — говорит Богу святой пророк Давид, давая понять, что ребёнок приходит в мир задолго до рождения матерью. То, что современные родители думают, что делают наедине, благословляется Богом.

Поэтому житие говорит: «Само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и молитв» [1].

Таким образом, мудрые родители начинают заботу о ребёнке, молитву о нём ещё до зачатия. За это Бог особенно хранит дитя и родителей. Поэтому у Церкви есть праздники Зачатия Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя.

Чтобы показать святость будущего младенца и его родителей, Господь являет чудо: из материнской утробы трижды раздаётся крик в самые важные моменты Божественной Литургии.

Люди понимают: боярыня Мария носит под сердцем великого святого.

Преподобный Сергий с младенчества начал поститься, отказываясь принимать кормление грудью по средам и пятницам.

Более того, святой не пил материнского молока, когда преподобная Мария накануне ела мясную пищу. Осознав это, матерь преподобного полностью отказалась от мяса.

Здесь мы видим, как дитя своим образом жизни ведёт родителей к Богу: семейная жизнь обогащает душу всех членов семьи.

Преподобный Епифаний — автор жития отмечает особое внимание матери к здоровому питанию младенца. Поэтому очень важно следить за здоровьем ребёнка и кормящей матери, в том числе через правильное питание.

Для кормления обычного ребёнка матери следует поститься очень осторожно и умеренно.

Ещё один пример, когда святое дитя само воспитывало матерь. Мария, повинуясь слепой материнской любви, опасаясь за здоровье сына, хотела оградить ребёнка от непосильных трудов и забот.

Так ей ответил мудрый сын: «Зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же теперь я могу не понуждать себя угождать Богу» [2].

Это пример всем родителям не лишать ребёнка труда, воспитывать в нём трудолюбие. Во взрослой жизни он будет благодарен, если с юности воспитывать это качество с любовью.

Преподобные Кирилл и Мария прилагали все усилия для укрепления семьи, достойного воспитания детей, потому что семья — основа жизни каждого человека.

Через много лет крепкая семья спасёт родителей преподобного Сергия от нищеты и голодной смерти, грозивших им от непосильной дани, годов неурожая, а более всего от безмерных поборов местных князей.

Тогда семейство переселится из Ростовских земель в Радонежские леса, заботу об имуществе возьмёт на себя старший сын Стефан, уже сам создавший семью, а заботу о престарелых родителях будущий преподобный Сергий.

Его всем сердцем тянуло в монастырь — служить Богу, но до смерти родителей, он был послушен им и, несмотря на великие монашеские таланты, не оставлял их.

Это пример детям всего мира: богатство и слава далёких стран, даже служение высшим идеалам, не стоят того, чтобы ради них бросать родителей.

Перед смертью преподобные Кирилл и Мария приняли монашество. Традиция уходить в монастырь по обоюдному согласию супругов, воспитав детей, сделав из них самостоятельных взрослых людей, доныне сохраняется в Православной Церкви.

К родительскому гробу собралась вся семья: трое сыновей и две дочери.

Присмотревшись к иконе, над мощами святых в современном Хотьковом монастыре, замечаем, что на ней изображено пятеро святых: святитель Феодор, погребавший святую чету, преподобные Кирилл и Мария, преподобный Сергий и ещё один святой.

Имя святого: преподобный Стефан Московский — старший брат преподобного Сергия. Жизнь святых братьев будет связана до конца их дней.

Это следующая пара преподобных святого семейства.

* * *

При Крещении будущему преподобному Сергию дали имя Варфоломей — Дитя Радости, но в семье от него была и печаль в юные годы святого.

В семилетнем возрасте отрок Варфоломей начал учиться грамоте. Его братья быстро освоили чтение и письмо, сам он учился очень плохо.

«Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок наедине часто со слезами молился Богу, говоря: „Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня“» [1].

Долгие и настойчивые слёзные молитвы услышал Господь, и Варфоломей чудесным образом освоился в учении, даже опередил в развитии сверстников.

Поэтому преподобный Сергий имеет особую силу молиться Богу о плохо учащихся детях. Если ребёнок, подражая святому, будет молить Бога о помощи в учёбе, то Господь рано или поздно поможет ему. Главное, чтобы к молитве прилагать веру и труд.

Не нужно воспринимать подобные молитвы как заклинание, приносящее удачу в учёбе. Бездельников преподобный Сергий наказывает, отворачиваясь от них в самый неожиданный момент. Тому есть немало примеров.

Напротив, если приходящий за помощью к святому приложит все усилия со своей стороны, своим трудом и молитвой будет подражать преподобному, то святой Сергий никогда не оставит его.

Проходят годы. Варфоломей хоронит родителей и вместе со старшим братом Стефаном уходит в монастырь.

К этому времени Стефан овдовел и отдал своих детей на воспитание в семью младшего брата Петра. Однако святой не забыл своих детей. Об этом будет сказано далее. Варфоломей принимает монашество с именем Сергий.

Вместе святые братья Сергий и Стефан в поиске особого подвига молитвы решают уйти в непроходимые дебри Радонежских лесов. Помимо непосильного физического и молитвенного труда преподобным досаждают хищные звери и нечистые духи, населявшие лес.

Стефан уходит в один из монастырей Москвы: жизнь в лесной чаще оказалась выше его сил.

Преподобный Сергий остаётся, к нему начинают стекаться ученики. Возникает монашеская обитель.

Так преподобный становится отцом многих детей, но не телесным, а духовным. Возникает монастырь, игуменом которого становится преподобный Сергий. Большая монашеская семья проходит множество испытаний, сплотивших её в Троице-Сергиеву Лавру — духовный центр русского Православия до сегодняшнего дня.

Были в ней ссоры: однажды, вернувшийся брат Стефан стал настаивать на своём игуменстве (руководстве) по праву старшинства и того, что именно он выбрал место для будущего монастыря. Тогда преподобный Сергий молча уходит из обители.

Преподобный отсутствовал до тех пор, пока братия во главе со святителем Алексием со слезами не уговорили его вернуться назад. Это показывает всем, что порою молчание сильнее споров и громких слов.

Духовным отцом монастыря преимущественно должен становиться не талантливый администратор, но главный молитвенник.

Это актуально для современной семьи, как никогда ранее: от главы семьи требуется не только быть добытчиком денег и тружеником, но и являться духовной опорой семейства.

Голод посещал обитель. Многие стали отчаиваться и желать уйти, чтобы не умереть голодной смертью. Преподобный Сергий уговорил всех вместе помолиться и дождаться рассвета.

Ночью неизвестные привезли в монастырь целые возы провизии и сразу же покинули обитель. Выяснилось, что это были святые ангелы. Монахи поверили преподобному Сергию и не оставляли святой обители до конца дней.

Не все проблемы человек может решить сам. Но если вся семья вместе постоянно будет молиться Богу, Господь всё устроит наилучшим образом.

Преподобный Сергий никогда не гнушался самой тяжёлой и грязной работой, делом показывая пример духовным чадам. Главное правило воспитания и обучения: словом наскучишь, примером научишь.

Окончили жизнь преподобные Сергий и Стефан игуменами монастырей. Святой Сергий — начальником Троице-Сергиевой Лавры, духовным отцом бессчётного множества святых монахов и всего народа Руси.

Святой Стефан умер игуменом Богоявленского монастыря в Москве, за что и назван преподобным Стефаном Московским.

* * *

Пришло время рассказать о пятом святом семьи преподобного Сергия — о сыне преподобного Стефана, святителе Феодоре Ростовском.

В 12 лет его приводит в монастырь к преподобному Сергию уже принявший монашество преподобный Стефан. В младенчестве дитя крестили с именем Иоанн.

Видя в мальчике великую духовную силу, святой Сергий постригает его в монахи и даёт имя Феодор, то есть Богом Данный.

Пройдут годы, и мудрый богомольный монах станет архиепископом Ростовским и особо доверенным лицом святого князя Дмитрия Донского, верным продолжателем монашеских традиций преподобного Сергия.

Таким образом, не оставившие детей преподобный Сергий и его племянник святитель Феодор становятся духовными отцами многих поколений святых монахов.

* * *

В заключение перечислим полезные примеры, содержащиеся в житиях святых семьи преподобного Сергия Радонежского:

1. Воспитание детей начинается задолго до их рождения с благочестивого образа жизни супругов в браке.
2. Весь путь ребёнка от зачатия, вынашивания матерью, до рождения и воспитания должен быть освящён постоянной молитвой к Богу.
3. Необходима чуткость к ребёнку: часто дети сами многому могут научить родителей.
4. Трудолюбие — одно из главных качеств, которые нужно прививать ребёнку.
5. Воспитание крепкой семьи должно быть приоритетной целью.
6. Почтение к родителям, забота о них в старости — это бесценный вклад в своё счастливое будущее и будущее своей семьи.
7. Подражание благочестивому примеру святых, соединённое с молитвой Богу — великое средство для обретения благоденствия не только в духовной, но и повседневной материальной жизни (пример с учёбой преподобного Сергия).
8. Главное в воспитании — положительный пример, а не грамотные поучения. Это справедливо, как для семьи, так и для любого коллектива.
9. Верующему и постоянно молящемуся человеку и всей его семье в самых трудных обстоятельствах помогает Бог.
10. В благочестивой семье часто вырастают святые дети. Семейные узы — тесная связь между поколениями, поэтому в Православной Церкви немало святых родов, один из которых — святое семейство преподобного Сергия Радонежского.

Источники и литература:

1. Преподобный Епифаний Премудрый. Житие преподобного Сергия. fb2.booksgid.com
2. Житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Раддонежского. Православие.Ru:
3. Житие святителя Феодора, архиепископа Ростовского. Православие.Ru:
4. Краткое житие прп. Стефана Московского www.pravicon.com

Категория: