Великая Пятница

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, Великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

Великая Пятница
Фотогалерея

Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину Великих часов в Навечерие Рождества Христова и Крещения, т. е. на каждом часе, кроме одного псалма обычных часов, вводятся два особых псалма, имеющих отношение к воспоминаемому событию.

По окончании Великих часов сразу читаются («поскору») изобразительны, начиная с «Блаженны»: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» и т. д., и бывает особый отпуст (см.: Служебник): «Иже нас ради, человеков, и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (Этот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).

На великой вечерне в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня — около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т. е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста Пречистого Тела Господа Иисуса Христа и Его погребение.

Во время пения стихиры отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле. Затем читается «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф…» и на «Слава, и ныне» — «Мироносицам женам…» Св. Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, украшенного цветами на особом столе (или гробнице), Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. После отпуста все прикладываются к Св. Плащанице и лежащему на ней Евангелию.

В этот же день вечера совершается Утреня Великой Субботы. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь» с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф с древо снем причистое тело твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положив «, «Слава»: «Егда снизшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от пеисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе», «И ныне»: «Мироносицам женам при гробе представ, ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд «. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Св. Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Св. Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

После тропарей поются «Непорочны», т. е. стихи 17-й кафизмы, с «похвалами» (краткими песнопениями в честь Господа, «в мертвецех вменившагося»). Стихи кафизмы поются хором, а «похвалы» читаются священниками. В это время все стоят с зажженными свечами.

«Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение».

После великого славословия совершается торжественный обряд обнесения Св. Плащаницы и Евангелия вокруг храма, которым живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом. В конце великого словословия при протяжном пении особым напевом заключительного «Святый Боже…», в преднесении фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов, настоятель или архиерей идет под Св. Плащаницей с Евангелием в руках вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Св. Плащаницу.

После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Настоятель, стоя под Св. Плащаницей, возглашает: «Премудрость, прости», и хор поет (один раз) тропарь «Благообразный Иосиф…». В это время Св. Плащаница с Евангелием полагается на прежнее место и совершается вокруг нее каждение.

Затем читается паримия из книги пророка Иезекииля (37,1–14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию. После паримии читаются Апостол, и Евангелие. Умилительным напевом хор поет: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», и вновь совершается целование плащаницы.

Категория: