Великие часы под праздник Богоявления
В храме Всех Святых Богослужение совершил ключарь храма иерей Антоний Шувакин, диаконский чин иеродиакон Серафим (Максимов) хором руководила регент храма Михайлова Ирина Леонидовна.
Великие царские часы подобны праздника Рождества Христова. Как известно в древности на Великих часах молились Императоры и Цари от этого и получили своё название «Царские часы».
По церковному уставу говорится, если Сочельник случится, в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня2 и после нее — водоосвящение.
Весь смысл Великих часов характеризует и готовит молящихся к встречи самого праздника. Тропари первого часа указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.
В паримии словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).
Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).
В псалмах — 28-м и 41-м, третье часа — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:
«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме,
Господь на водах многих. Глас Господень в
крепости; глас Господень в великолепии...»
К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.
В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).
Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).
На 6-м часе, царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:
«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй
чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.
В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).
Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12).
Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).
На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й.
Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15).
Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7).
Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).
Окончание чтения Великих часов и изобразительных бывает такое же, как и в Навечерие Рождества Христова.
- 1136 просмотров