Великий Четверг. Путь к единству с Богом

Для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не раз совершённое деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя.

Того Тела, в котором было обновлена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Причащения возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси.

Страстная седмица — неделя спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Господни муки открыли человечеству вход в Царствие Небесное — вечную жизнь в союзе с Богом. Поэтому каждый день Страстной седмицы назван Великим. В Великий Четверг Господь Иисус Христос дал человечеству Свои Святые Тело и Кровь, причащаясь которых, верующие соединяются с Богом — становятся с Ним одним целым.

Великий Четверг. Путь к единству с Богом
Фотогалерея

По древней церковной традиции каждый православный христианин старается причаститься в этот величественный день, чтобы стать участником Тайной вечери (Тайного ужина), на которой Господь впервые причастил апостолов Святыми Телом и Кровью.

Святой апостол Матфей описывает первое Причастие: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Уже завтра Божественная Кровь будет пролита на Кресте для спасения мира от проклятия греха и смерти. Причащаясь, каждый из нас должен помнить: Господь пролил Свою Кровь за каждого человека. Наши грехи — причина Его страданий и смерти.

Христос пошёл на них добровольно. Это была добровольная Жертва по любви к людям, несмотря на их злобу и неблагодарность к Творцу всего мира.

Апостол Павел напоминает: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11: 26). А значит, пока на земле совершается Божественная литургия, верующие будут причащаться на ней, наш мир будет существовать под покровом Господа Бога — Пресвятой Троицы.

Как учит нас преподобный Серафим Саровский, цель жизни каждого человека — собирание в сердце Духа Святого, соединение с Богом. Нет лучше пути к такому единству, чем Святое Причастие — принятие внутрь частицы Самого Бога.

Не нужно смущаться, что на вид, запах и вкус хлеб и вино остаются самими собой. Это сделано Господом, чтобы не пугать причастника, не отвлекать его от мыслей о Боге, мыслями о том, что он вкушает плоть и пьёт кровь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Крымский пишет: «Если же не будем мы питаться Телом Христовым и Кровью Христовой, то, как сказал Господь, жизни не будем иметь в себе, и не будет Он пребывать в нас и мы в Нем.

Вот как необычайно важно это Таинство, Таинство Причащения Тела и Крови Христовой, которое ныне на Тайной Вечери Сам Господь установил и нам повелел в память Его совершать.

Мы должны верить всем сердцем в то, что под видом хлеба и вина мы действительно едим Плоть Христову и пьем Кровь Его.

И да не усомнится никто из нас, видя, что хлеб остается хлебом и вино остается вином и что имеют они вкус хлеба и вина. Да не усомнится никто в том, что это не простое вино и не простой хлеб, а подлинные Тело и Кровь Христовы.

Господь не заставляет нас, питающих отвращение к сырому мясу, не могущих пить кровь, есть Плоть Свою и пить Кровь Свою в виде подлинного мяса и подлинной крови. Господь в Таинстве Евхаристии совершает пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, и все мы должны верить в то, что истинно происходит это пресуществление».

Мы верим в это не только, по словам святого Евангелия, но убедившись на примере бессчётного множества святых, соединившихся с Богом в этой жизни и в вечности. Мы верим в это из своего личного опыта — постоянное Причащение даёт силы духу и телу.

Но будем приступать со страхом! Святое Причащение налагает великую ответственность на причастника: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11: 27, 29–30).

Что значит причаститься достойно? Понять свою греховность — своё заболевание грехом, ведущее к вечной смерти. Попросить у Бога от всего сердца прощения на Таинстве Исповеди и твёрдо решиться исправить свою жизнь.

«Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11: 31) . Хочешь не быть осуждённым Богом? Хочешь не бояться Господнего суда и сурового наказания? Тогда осуди себя сам в Таинстве Исповеди, попроси прощения и спокойно иди причащаться.

Следует отметить ещё одно важное условие для достойного причащения. Каждый причастник должен примириться с окружающими его людьми, постараться хотя бы не держать зла в своём сердце. Это трудно, но нужно пытаться, просить помощи у Бога в таком примирении.

Господь не гневался на Кресте на распинавших Его. Это пример каждому из нас — пример прощения и любви к людям.

Богослужение святого дня в нашем храме совершили протоиерей Сергий Первушин, протоиерей Евгений Яшенькин и иерей Антоний Шувакин. Хором на службе руководила регент храма Михайлова Ирина Леонидовна.

Категория: