Воскресенье преподобного Иоанна Лествечника

Четвёртое воскресенье Великого поста по церковной традиции посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника — автора знаменитого учебника по духовной жизни — «Лествицы» (слав. Лестницы). «Лествица» — нравоучительный труд, написанный много столетий назад, по сей день не теряет своей актуальности и практического значения в жизни православного христианина.

Пономари со свечами на входе Священник вынимает частицы за упокой Чтение богослужебного Евангелия Великий вход Великий вход Чтение молитв перед Святым Причащением Заключительные молитвы Божественной литургии Поминовение о здравии на молебне Верующие слушают проповедь Проповедь после богослужения Верующие прикладываются ко Кресту Господню Верующие прикладываются ко Кресту Господню

«Лествица» представляет собой поэтапную систему духовного роста человека, стремящегося к Богу, состоит из 30 ступеней. Первая ступень — отречение мирского жития, то есть жизни по законам греховного мира, последняя и высшая — вера, надежда и любовь.

В проповеди после богослужения клирик нашего храма протоиерей Евгений Яшенькин отметил, что в своей жизни мы, конечно же, не сможем в полной мере воплотить всего, что предлагает нам преподобный Иоанн, но это не повод совсем не быть знакомыми с его трудом по спасению души.

«Лествица» содержит великое множество полезных примеров, образцов поведения, которые мы можем воплощать в повседневной жизни.

Когда мы знакомимся с данным трудом, следует признать свою слабость в духовной жизни, раскаяться в ней пред Богом.

В продолжение Великого поста мы должны попытаться, если не взойти на первую ступень духовной лестницы, то, по крайней мере, со смирением приблизиться к её основанию.

Первая ступень — отречение от мирской и греховной жизни. От нас не требуется бросить всё и уйти в лес, чтобы жить в одиночестве. Но нам следует попытаться закрыть сердце для грязи, идущей к нам извне, и открыть его для молитвы и добра.

Часто люди приходят на исповедь и каются в том, что смотрят телевизор во время Великого поста.

Суть греха не в том, что телевизор сам по себе изначально греховен, а в том, что мы часто принимаем грязь, льющуюся с экрана при его просмотре.

Пост — время сугубого внимания и сосредоточенной молитвы к Богу. А как можно сосредоточиться на молитве, например, вечерней, если христианин погрузился перед этим в поток информации с экрана. Часто после этого вообще невозможно сосредоточиться на чём либо.

Люди смотрят всё без разбора, начинают переживать о вещах, которые их совершенно не касаются. Отсюда инфаркты, инсульты, бессонница, рассеянность.

Другая беда нашей жизни — механическое отношение ко всему святому.

Покаяние — перемена ума в переводе с греческого языка, перемена самой жизни человека. Вот, что требуется от нас для истинного покаяния, а не сухое перечисление грехов перед исповедующим священником.

Нередко люди приходят на исповедь, чтобы их пустили причаститься и пособороваться, чтобы исцелиться от болезней. Преследуют меркантильную, прагматическую цель.

Но Бог принимает покаяние, а не просто признание факта совершённого греха. Господь может и не простить, и не исцелить.

И что же дальше? Крушение надежд? Обида на Бога?

Нередко так и происходит.

Православный христианин должен чётко понимать, что он является последователем Христа. Как Христос несправедливо страдал, терпел боль, насмешки, предательство и клевету, так и христианину нельзя избежать великих и малых скорбей, болезней и бед на жизненном пути.

Это не повод для отчаяния, но призыв терпеливо идти по жизненному пути, принося посильное покаяние Богу — исправление греховной жизни, перемену её на святую, угодную Богу.

Категория: