Воскресение об исцелении слепорождённого
«Сегодняшнее Евангельское чтение описывает одно из многочисленных чудес Божиих, чрез кои открывается любовь Христова к страждущим людям и еще раз проявляется Его Божество». Святитель Николай Сербский |
Подходит к концу сорокодневный праздник Пасхи. Нынешнее воскресенье — последнее, когда на службе поются пасхальные песнопения, вокруг храма совершается пасхальный Крестный ход и раздаётся пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!». Воскресное богослужение посвящено чуду Господа Иисуса Христа, когда Спаситель исцелил рождённого слепым юношу (Ин. 9 глава).
Ученики Христовы спросили Спасителя, почему несчастный страдалец рождён слепым? Это наказание за его грех или за грех родителей? Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).
Видите разницу человеческого взгляда и Божиего взора? Немилосердное око склонно обвинять в бедах самого ближнего. Болеет кто-то страшной болезнью, в голову лезет мысль: за грехи получил! Оказался кто-то на улице в нищете, думаем: сам виноват. Доходит до того, что в среде молодых здоровых и богатых принято смотреть на бедняков как на неудачников и бездельников.
Но что мы видим на примере слепорожденного? Он не просто не был грешником, а напротив, был благочестивым. Сердце его было зрячим. Его убеждали: Человек, исцеливший тебя — грешник, потому что не хранит субботу, когда по традиции нельзя было делать ничего.
А исцелённый ответил просто и прямо: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9:31-32). Святые отцы толкуют, что юноша был не просто незрячим, а родился вообще без глаз. То есть Господь создал ему глаза.
И такое невероятное чудо не вразумило людей! Почему? Потому что сердце злое не хочет видеть чудес. А сердце доброе видит.
Вот два Божиих дела: исцеление и дивный пример всем нам. Мы увидели через страдание юноши Божию силу, способную на любое чудо. И увидели красоту сердца юного страдальца, с самого рождения лишённого зрения.
Но болезнь не сломала его, не озлобила. Напротив, он стал зрячим, как никто другой. И мы знаем ещё пример такой телесной слепоты и пронзительности духовного зрения. Это святая блаженная Матрона Московская. Недуг не помещал ей, а напротив, сделал великой святой, которую мы все почитаем уже много лет после её кончины и просим через её молитвы помощи у Бога в самые важные и трудные моменты жизни.
Поэтому не будем осуждать людей в беде: в болезни или нищете, в горе и испытаниях. Их сердце может быть чище и светлее нашего. Осудив такого чистого человека, можно навлечь на себя гнев Божий.
Напротив, нам следует быть милосердными, как Христос. Возможно, страдальцы пришли в мир, чтобы мы помогли явить дела Божии на них. Возможно, через наше милосердие: помощь, доброе слово, доброе дело Господь утешит их. И это будет истинное Божие дело, потому что, помогая человеку в беде, мы подражаем Христу.
А если нас постигло несчастье, будем переносить его спокойно, держа перед глазами пример исцелённого юноши. Если этот святой человек терпел свою беду много лет, то мы и подавно должны со своими грехами. И если мы сохраним доброе сердце в испытаниях, то тоже совершим Божие дело, очистив душу. А там и помощь от Господа обязательно придёт.
Нынешнее Евангелие даёт нам пример, каким должно быть главное зрение человека — духовное. Оно видит свою душу, видит милосердным оком сердца людей и главное — видит Бога.
- 1293 просмотра