Воскресение об исцелении слуги сотника
«В то время, когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». Блаженный Августин. |
Нынешнее воскресная служба призывает нас иметь сильную искреннюю веру в Бога. Такая вера жила в сердце иноплеменника для иудеев — римского сотника (командира сотни воинов). Мы слышим Евангельский рассказ о нём на самом главном православном богослужении — Божественной Литургии.
![]() |
Римский воин просит Господа исцелить дорогого ему слугу. В ответ Господь выразил готовность придти и сделать его здоровым. Но что же сотник? Принимает Спасителя у себя? Нет. Но показывает удивительное смирение и мудрость:
«Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:8-10).
Что здесь удивительного? Поражает то, что не человек из народа Божиего произносит эти слова, а чужак — иноплеменник. Не просто чужак, но представитель оккупантов, который по логике должен смотреть свысока на иудеев.
От посланных сотником людей мы узнаём, что он много добра сделал для иудеев и даже построил для них синагогу. И удивительно, что он лишь построил синагогу, но увидел очами сердца в Иисусе Христе Бога. А люди, рождённые в иудействе, соблюдавшие весь закон и всю жизнь читавшие Священное Писание, посещавшие Храм и синагоги, Его не узнали.
Более того, он не просто показывает веру, что Спаситель может исцелить его слугу, но твёрдо уверен: даже слова Господа хватит для любого чуда. И Спаситель хвалит его горячую живую веру, исцеляя слугу тот час же.
Сотник признаёт своё недостоинство принять в своём доме Бога и это показывает зоркость его душевных очей. Потому что каждый человек грешен. Все мы больны грехом. И только Господь Иисус Христос безгрешен.
Это делает его достойным принять Спасителя не в доме, а в самом сердце. Толкуя данный фрагмент Святого Евангелия, святитель Иоанн Златоуст подсказывает нам, что так нужно относиться к Святому Причащению. Искреннее принятие своего недостоинства открывает вход для достойного причащения Святых Тела и Крови Христовых.
Ещё святитель отмечает, что сотник своими словами признаёт себя подвластным Богу человеком и говорит так же о своём слуге. Но Спасителя он считает неподвластным никому, то есть Богом. И он говорит, что даже малой земной власти сотника хватит на многое, а уж безграничная власть Бога способна на любое чудо.
Так и мы должны взращивать в сердце чистую, искреннюю веру, что Богу всё возможно. Мы должны смиренно понимать, что Бог даёт нам блага только по любви к людям, а не за наши достоинства. И чем больше в нас будет смирения, тем проще Божественной благодати коснуться нашего сердца.
Сотник не знал наверняка, что Господь Иисус Христос — не только Человек, но Сын Божий и Бог. А мы знаем, а значит, и призваны мы к ещё более горячей вере!
Такая вера — дар Божий по учению святителя Феофана Затворника. Воскликнем же и мы со святителем:
«Господи, дай нам веру, ибо и вера — Твой же дар! Из нас же всякий должен исповедать: Я же беден и нищ [духовно] (Пс. 69: 6)»
- 1586 просмотров