Введение — праздник посвящения себя на служение Богу

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви, подлинное украшение в созвездии праздников Рождественского поста. Современный человек невнимателен и тороплив. Скользя мысленным взором по поверхности, мы склонны не видеть глубины события торжественного входа в Дом Божий трёхлетней Девочки, Которая в будущем станет не только Матерью Божией, но и Матерью для всего человечества.

Иной взгляд святых отцов Церкви — пристальный и внимательный, способный видеть самую суть не только обыденных событий, но и самых священных.

Святитель Иннокентий Херсонский, священномученик Серафим (Чичагов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — наши святые современники, святые соотечественники, а значит, их слова будут особенно близки именно нам.

Посмотрим на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы глазами знаменитых наставников Православной Церкви.

Святитель Иннокентий Херсонский кратко излагает события предстоящего торжества:

Свт. Иннокентий Херсонский | www.zakonbozhiy.ru

«Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм совершается Церковью в воспоминание того, что Пресвятая Дева Мария, будучи еще трех лет, по обету (торжественному обещанию Богу) представлена была праведными родителями Своими в Иерусалимский храм для воспитания и обучения благочестию.

…Девы, как полагают, жили при храме под надзором благочестивых вдовиц, занимаясь молитвой и рукоделием, сообразным их полу.

Для подобного сему служения Богу и вместе с тем воспитания введена была во храм и Пресвятая Дева Мария.

Святая Церковь, чувствуя всю важность этого события… освятила память его особенным торжеством, которое называется праздником Введения Пресвятой Богородицы во храм».

Итак, мы узнали, что в возрасте трёх лет родители Пресвятой Девы Марии приводят в Храм Господень своё горячо любимое Дитя на воспитание, обучение благочестию и служение Богу.

По словам святителя, суть праздника, сам его дух состоит в том, «чтобы примером юной Богоотроковицы, посвящаемой Богу, напоминать нам о лежащей на всех нас обязанности посвящать всю жизнь свою на служение Господу, и что для родителей не должно быть ничего приятнее, как располагать детей своих с ранних лет к занятиям благочестивым, а для детей — быть упражняемыми в этих занятиях».

Посвящение своей жизни и жизни своих детей на служение Богу — главный призыв нынешнего торжества.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Крымский задаётся вопросом:

Святитель Лука, еп. Крымский | www.vidania.ru

«В какой форме могла Она служить Богу?

Знаете вы, что служители Божии избирались по повелению Самого Бога только из одного колена Левиина и, конечно, все они были мужчинами, женщины же не могли быть служителями Божиими.

И тем не менее Пресвятая Богородица была Самим Богом предназначена для самой высокой формы служения Ему (стать Божией Матерью)».

Но это высшее служение ещё только предстояло Деве Марии.

В юности Она служила Богу молитвой, в том числе во Святом Святых — самой священной части Иерусалимского Храма, в которую имел право лишь один раз в год входить только Первосвященник.

Кроме того Пресвятая Богородица занималась рукоделием. Некоторые из искусных творений, сотканных Её пречистыми руками, почитаются христианами до сего дня.

Но разве только в храме мы можем и должны служить Богу? Нет.

Во времена гонения на Церковь Христову от безбожного коммунистического режима, храмы закрывались и разрушались тысячами.

Многие люди не имели физической возможности служить Богу в храме даже молитвой.

К ним святитель Лука обращает своё слово утешения, призывая создавать свою «домашнюю церковь», как её называл святой апостол Павел и служить Богу в ней:

«Что же такое „домашняя церковь“, что понимал сам Апостол под этим словом? „Домашняя церковь“ — это крепкая христианская семья.

Скажу прежде всего, чем была „домашняя церковь“ в его древнее время, и предоставлю вам глубоко призадуматься над тем, чем могла бы быть, хоть в малой мере, домашняя церковь в наше время.

Он понимал очень глубоко значение семьи христианской; он понимал, что семья не только в христианском государстве, но и во всяком другом государстве, далеком от христианства, имеет огромное значение.

Он понимал, что семья — это первичная ячейка, которая лежит в основе всего, что совершается в государстве и в обществе.

От того, как живет отдельная семья, от целей, которые поставит она в жизни своей, зависит в огромной мере и самое общество, и самое государство.

Если совершенна эта первичная ячейка, если чиста она, если ставит пред собой важные и глубокие нравственные и духовные задачи,-то и общество и государство отразят в самих себе эти свойства первичной своей ячейки, — семьи.

Чем же была домашняя церковь во времена Апостола Павла — в эти древние времена?

Она была построена по типу наших епархий, в которых главенствует, которыми руководит и управляет назначенный в великом таинстве священства епископ.

Он руководит всей духовной жизнью своей епархии, он заботится о том, чтобы в епархии его осуществлялись и исполнялись великие заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

Вот подобно этой роли епископа в епархии должна была быть в древнее время и роль и значение отца семейства.

Он должен был руководить всей духовной жизнью своей семьи, он должен был, хотя бы в малой мере, исполнять те обязанности, которые епископ исполняет в своей епархии, должен был быть в большей или меньшей мере епископом в своей семье.

А мать семьи должна была быть подобна древним диакониссам.

Это были глубоко набожные женщины, которым поручали епископы подготовлять к таинству крещения женщин.

Они частыми и долгими беседами приготовляли к таинству крещения, они разъясняли глубочайшее и величайшее значение этого таинства и служили при совершении его над женщинами; кроме того, они заботились о кормлении голодных и странников; об одежде для убогих; они служили всем, кто нуждался в делах милосердия; они были руководителями и первыми исполнителями этих дел.

Так вот, подобными диакониссами должны были быть в домашней церкви и все матери, все жены.

На них лежала чрезвычайно важная обязанность обучать Закону Божьему, заповедям Христовым своих детей, всех членов своей семьи.

Теперь государственная школа, как вы знаете, не учит Закону Божьему.

Да помнят же все нынешние матери свою важнейшую, свою первейшую обязанность просвещать детей своих светом Христовой истины.

Если Пресвятая и Пречистая Божия Матерь уже с трехлетнего возраста была посвящена Богу, если дышала всегда фимиамом всенародных молитв во храме Иерусалимском; если дышала Она и фимиамом кадильным, то разве наши дети не нуждаются в этом?

Разве не нуждаются наши дети в том, чтобы также дышать фимиамом кадильным, фимиамом народных молитв.

В древние годы Русской Церкви это хорошо понимал весь народ, и дети воспитывались в христианском, церковном духе. Дети русские, как и Маленькая Пресвятая Богородица, тоже дышали фимиамом всенародных молитв и дыма кадильного.

Так было, так не стало теперь. А где теперь все это? Разве не знаете, как теперь множество русских людей все это оставили, об этом ничего знать не хотят, не нуждаются они в Церкви, не нужен им аромат фимиама кадильного.

Но все же сохранился, сохранился у Господа Бога остаток, и немалый остаток: церкви полны молящимися; и вы, данное мне Богом малое Христово стадо, жадно слушаете слово Божие, и вы наполняете храм наш святой. Значит, не все еще погибло, значит, для нас остается в силе то, чему учит Апостол Павел, говоря о домашней церкви.

И теперь и вы, а не только древние христиане, можете исполнять задачи, которые лежали на домашней церкви.

Знаю, знаю, как заняты, как обременены вы все на работе общественной, работой на производстве, на службе — заняты не только мужья, но и жены, матери семейств.

Знаю, как трудно им исполнять и служебные свои обязанности, и обязанности семейные, и обязанности, подобные обязанностям древних диаконисс: обязанности матери, воспитывающей своих детей. Знаю, знаю, и вы знаете.

Но если трудно это дело, то неужели сделаем заключение, что не надо стараться исполнить его?!

Прежде всех других дел помните об этом великом деле, чтобы ваши дети, невинные и чистые дети, восприняли в свои чистые сердца Закон Божий, заповеди Христовы, хотя бы в том малом научении, которое могут получить от вас.

Вы еще не забыли Закона Божьего, так учите, учите детей своих, и тогда ваша семья станет вашей домашней церковью.

И свет Христов из этой домашней церкви будет распространяться невидимо для вас и за пределы вашей семьи.

Свет Христов, его Божественная истина будут невидимо изливаться в сердца и умы всех тех, которые имеют общение с вами. И может быть, влияние вашей домашней церкви выйдет за пределы ее».

Святые отцы призывают всех нас служить Богу. Но так ли важна служба Богу для всякого человека?

Более чем важна. Признаём мы это или отрицаем, но это цель всякой жизни.

Так было, так есть, так будет во все времена.

Святой священномученик Серафим (Чичагов) открывает нам глаза. Бог не нуждается в нашем служении. Оно приносит пользу в первую очередь нам самим.

Свщмч. Серафим (Чичагов) | www.pravoslavie.ru

Владыка учит нас:

«Цель жизни каждого из нас — служить Богу и прославлять Создателя.

Но нужна ли Господу наша служба?

Она нужна настолько, насколько она доказывает нашу любовь к Нему, как нужны нам заботы о нас детей наших, когда мы здоровы и обеспечены.

Эта служба по любви более всего необходима самим детям; она спасает людей от греха, дает силы для борьбы со страстями, доставляет честь и славу служащим, похвалу и любовь — учащимся, вечную признательность и благодарность — воспитателям.

Например: молясь, мы служим Богу, но эта молитва, прежде всего, необходима нам самим, так как только с помощью искренней молитвы человечество получает все необходимое.

Удерживаясь от празднословия и осуждения, мы служим Богу, ибо исполняем заповедь Его, но главным образом спасаем себя от осуждения в день Страшного Суда.

Обучаясь Священному Писанию и всякой науке, мы служим Богу, так как познаем Закон Божий, заповеди Самого Создателя, учимся по творениям познавать Творца, но одновременно сами совершенствуемся.

В прилежании, в послушании родителям, в заботах о ближних и бедных, во всем хорошем мы служим Богу как верные и честные дети, как истинные, любящие ученики Христовы, исполняющие Его волю».

Однако это не означает, что все люди готовы сделать служение Богу своей целью, до смертного одра остаются неблагодарными и злыми детьми Своего любящего Отца Бога.

«Есть люди, которые не понимают ни цели своей жизни на земле, ни также значения теперешней величайшей службы Богоматери христианам.

Как известно, целые народы по своей духовной слепоте не видят, что милосердие Божие и всепрощение Христа беспредельны только благодаря заслугам, молитвам и предстательству Божией Матери, Которая стоит между людьми и Христом.

…Кто не чувствует на себе забот и милостей Божией Матери, тот совершенно слеп духовно.

Некоторые великие подвижники, пустынники и старцы имели у себя один только образ Богоматери, пред которым неустанно клали поклоны, прося вознести их молитвы и воздыхания ко Христу и испросить им и другим христианам дары Духа Святого.

Исцеляя болящих, они свидетельствовали, что Царица Небесная, а не они дарует им милость».

Из этих слов ясно видно, что не только мы служим Богу, но и Он служит нам.
Он, Его Пресвятая Матерь и все святые.

Без них мы — грешные люди не справились бы со всеми тяготами непростой жизни. Пусть даже нам это неведомо.

Итак, в чём суть праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы? К чему он призывает каждого из нас?

Суть праздника, главный его призыв — посвятить всего себя на служение Богу добрыми делами, исполнением Заповедей, усердными молитвами в храме и участием в Церковной жизни.

В первую очередь это нужно нам самим. Через служение Богу мы становимся лучше и обретаем счастье уже в земной жизни.

Если усердно служить Богу, то и Господь, Его Пречистая Матерь и все святые с большой радостью будут служить нам.

Категория: