Заупокойные богослужения были совершены в храме Всех Святых в день всеобщего поминовения усопших, называемым Дмитриевкой родительской субботой
6 ноября 2021 года Русская Православная Церковь отметила день всеобщего поминовения усопших — Дмитриевскую родительскую субботу. В церковном календаре она всегда стоит перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (его праздник 8 ноября). Эта родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после того, как русские воины победили в Куликовской битве 1380-го года. Поначалу в этот день сугубо молились именно о тех, кто погиб на Куликовом поле. Однако позже традиция изменилась — в Дмитриевскую родительскую субботу стали проводить поминовения всех усопших православных христиан.
В этот памятный для Русской церкви день в храме Всех Святых вечернее богослужение, проведенное на кануне родительской субботы, ознаменовалось парастасом (важная часть богослужения, посвященного ходатайству за ушедших от нас в мир иной). Заупокойную Литургию возглавил протоиерей Евгений Яшенькин, которому сослужил иеромонах Серафим (Максимов). За Литургией были прочитаны заупокойные Апостол и Евангелие. В окончании богослужения была совершена панихида по всем усопшим православным христианам. Прихожанами храма были принесены пожертвования в виде продуктов. Панихида завершилась проповедью протоиерея Евгения Яшенькина, в которой отмечалась важность дня поминовения усопших. Песнопения за богослужениями исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой И. Л.
Дни поминовения усопших имеют особое место в христианской церковной традиции. В это время наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами — нашей земной жизнью и жизнью будущего века, которая неизбежно встретит каждого из нас.
Суббота — день покоя. В день субботний Сам Господь изволил, нашего ради спасения, пребывать во гробе. Потому этот день и определен для сугубой молитвы за упокой правоверных наших собратьев, когда мы с верой и надеждой просим у Господа вселить их души «в места светла, места прохладна, места покойна».
В народе поминальные дни называются «родительскими», ведь в первую очередь поминают на молитве своих почивших родителей и сродников по плоти. Слово «родительский» имеет также более широкое значение и относится ко всем усопшим отцам и праотцам, то есть ко всем христианам, преставившимся в православной вере и благочестии.
Вечно живая душа испытывает потребность в постоянной молитве, но по разлучении от тела в ином мире уже не может сама за себя ни помолиться, ни умилостивить Господа добрыми делами. Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая мать, установила особые поминальные службы, когда совместные молитвы приносят душам усопших великую пользу и утешение — как грешным, так и праведным, ибо нет человека без греха.
Поминальные дни также, несомненно, имеют великую пользу и для самих благочестивых молитвенников. Поминая усопших своих сродников, одновременно задумываемся мы и о своей собственной недолговечности, и о тленной суете всего видимого мира.
Святые отцы — христианские подвижники, жили упованием и надеждой, презирая суету всего видимого мира. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь», — так говорят нам богомудрые их поучения. Память смертная — как узда для греха, в ней лежит твердый залог для каждой добродетели. Посему, как приносим мы утешение усопшим, поминая их в своих молитвах, так и сами получаем в это время ни с чем несравнимое назидание.
- 761 просмотр