Неделя 38-я по Пятидесятнице. О Мытаре и Фарисее
Великопостная Триодь и недели приготовительные к Великому посту начинаются в неделею о Мытаре и Фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии (Лк. XVIII, 10 — 14). Эта неделя посвященна Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцев Церкви 4 и 5 века — св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св. Иоанна Златоустаго о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.
Молитва перед чтением Писания
Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел, но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.
Евангелие от Луки, глава 18
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк.18:9–14)
Методический материал
Вопросы на понимание текста
- Кто такие фарисеи, кто такие мытари?
- Объективно ли оценивали себя фарисей и мытарь?
- Важно ли для Бога то, чем хвастается фарисей? Чего Бог ждет от нас?
- В чем неправота молитвы фарисея и его мыслей?
- В чем правота молитвы мытаря?
- Как мытарь относится к Богу?
- Почему возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя возвысится?
- Как эта притча могла быть воспринята иудеями, слушающими Христа? (см.
культурно-исторические комментарии)
Вопросы для индивидуального размышления
- С кем я больше ассоциирую себя — с мытарем или с фарисеем? Чья позиция мне внутренне ближе?
- Каких людей я презираю, считаю плохими и полагаю, что я не совершаю их ошибок и грехов?
- Как я могу изменить свое отношение к ним и к себе?
- Если мне ближе позиция мытаря, то чего я жду от Бога?
- Можете ли вы припомнить случаи, когда человек, возвышающий сам себя, был унижен, а унижающий себя был возвышен?
- Часто ли вы хвалитесь добрыми делами, ощущая свое достоинство и превосходство?
- Выставляете ли свое благочестие напоказ, чтобы чаще хвалили окружающие и ставили вас в пример?
Запишите свои ответы в блокнот.
Авва Дорофей. Душеполезные поучения
Поучение шестое. О том, чтобы не судить ближнего
И фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осуждён; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать
Святитель Феофан Затворник
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия
Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне
- 4057 просмотров