Неделя 38-я по Пятидесятнице. О Мытаре и Фарисее

Великопостная Триодь и недели приготовительные к Великому посту начинаются в неделею о Мытаре и Фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии (Лк. XVIII, 10 — 14). Эта неделя посвященна Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцев Церкви 4 и 5 века — св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св. Иоанна Златоустаго о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.

Неделя 38-я по Пятидесятнице. О Мытаре и Фарисее

Молитва перед чтением Писания

Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел, но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Евангелие от Луки, глава 18

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк.18:9–14)

Методический материал

Вопросы на понимание текста

  • Кто такие фарисеи, кто такие мытари?
  • Объективно ли оценивали себя фарисей и мытарь?
  • Важно ли для Бога то, чем хвастается фарисей? Чего Бог ждет от нас?
  • В чем неправота молитвы фарисея и его мыслей?
  • В чем правота молитвы мытаря?
  • Как мытарь относится к Богу?
  • Почему возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя возвысится?
  • Как эта притча могла быть воспринята иудеями, слушающими Христа? (см. культурно-исторические комментарии)

Вопросы для индивидуального размышления

  • С кем я больше ассоциирую себя — с мытарем или с фарисеем? Чья позиция мне внутренне ближе?
  • Каких людей я презираю, считаю плохими и полагаю, что я не совершаю их ошибок и грехов?
  • Как я могу изменить свое отношение к ним и к себе?
  • Если мне ближе позиция мытаря, то чего я жду от Бога?
  • Можете ли вы припомнить случаи, когда человек, возвышающий сам себя, был унижен, а унижающий себя был возвышен?
  • Часто ли вы хвалитесь добрыми делами, ощущая свое достоинство и превосходство?
  • Выставляете ли свое благочестие напоказ, чтобы чаще хвалили окружающие и ставили вас в пример?

Запишите свои ответы в блокнот.

Авва Дорофей. Душеполезные поучения
Поучение шестое. О том, чтобы не судить ближнего

Авва ДорофейИ фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осуждён; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом. За сие фарисей не был осуждён, как я сказал, что он благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, и не за то он был осуждён, что сказал: несмь якоже прочии человецы; но когда он обратился к мытарю и сказал: или якоже сей мытарь, тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышелоправдан… паче онаго (Лк. 18, 11).

Святитель Феофан Затворник
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия

Святитель Феофан Затворник.Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.