Этно-конфессиональная политика Казахстана

Доклад составлен на основе материалов семинара-тренинга «Государственная этно-конфессиональная политика Казахстана», проведённым преподавателями Академиии государственного управления при Президенте, слушателем Хохловым Иваном Степановичем.

1.

Казахстан — уникальное государство в среде мирового сообщества. Полиэтническое и поликонфессиональное общество Республики показывает всему миру пример народного единства и сплочённости, успешного взаимодействия разных этнических групп. В этом заключается основа успешного развития страны, стоящей на пороге вхождения в 50 самых конкурентоспособных государств мира.

В условиях мировых вызовов современности: нестабильности мирового сообщества, актуализации этнической проблематики в эпоху глобализации, политизации этнического и конфессионального вопросов, остроты проблемы социальной справедливости, — актуальность правильного построения и приведения в жизнь этно-конфессиональной политики выходит на первый план.

Казахстан — общирное государство, богатое природными ресурсами, занимающее ключевое географическое положение в самом сердце Евразии, простирающееся на огромной территории, является важным игроком на мировой политической арене. Сохранение независимости и дальнейший экономический рост — важнейшие и сложнейшие задачи для нашей страны, невыполнимые без проведения грамотной этно-конфессиональной политики.

Никто не верил в успех молодого государства. Консультант президента США Сбигнев Бжезинский в начале девяностых напрямую предсказывал Казахстану распад вследствие этнической нестабильности. Однако мрачные прогнозы не подтвердились: Казахстан не только сохранил территориальное и этническое единство, но и стал несомненным лидером региона. Теперь политики европейских стран, столкнувшихся с этно-конфессиональными проблемами обращаются за опытом отечественных специалистов.

Главная причина процветания Казахстана, основанного на народном единстве и согласии, — мудрость политического курса Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева. Построение успешного полиэтнического и поликонфессионального общества невозможно без постоянного регулирования вопросов межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

2.

Стабильно спокойная ситуация в сфере этно-конфессиональных отношений неслучайна, является плодом долгой и продуктивной работы. Факторами стабильности Казахстана в отношении рассматриваемых вопросов являются:

1. Конституция РК — главный закон государства, устанавливающий базовые принципы его организации и деятельности. Основной закон содержит положения о равенстве представителей всех национальностей и исповеданий на территории страны.

2. Казахстанская модель Государственной политики, основанная на принципах межэтнической толерантности и общественного согласия.

3. Общественная поддержка: общественные и религиозные организации активно поддерживают реализуемый курс этно-конфессиональной политики при широкой информационной поддержке средств массовой информации.

4. Ментальность народа Казахстана, особенно ярко проявившаяся при спасении людей во время насильственной депортации народов эпохи политических репрессий, невзирая на национальность и веру нуждавшихся в помощи.

5. Традиции и ценности казахстанского народа, ориентированные на добрососедство и взаимодействие всех этносов страны. Когда ценности гостеприимства прививаются гражданам со школьной скамьи.

6. Государственный язык как консолидирующий фактор общества. Достижение цели овладения всеми гражданами страны государственного языка станет мощным средством объединения народа Казахстана. Взаимопонимание людей во многом зависит от понимания речи друг друга, владение государственным языком прививает глубокое уважение к самому государству.

Для успешного взаимодействия культур и этносов немаловажно наличие консультативной представительной организации, занимающейся вопросами межнационального единства — Ассамблеи народа Казахстана, председателем которой является Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. В отличие от других государств, имеющих схожие структуры, Ассамблея Народа Казахстана — это не просто одна из некоммерческих организаций, представляющих этносы, проживающие на территории государства. Ассамблея — важное средство мониторинга государственной этно-конфессиональной ситуации, инструмент регуляции национального вопроса при законотворчестве (постоянные представители Ассамблеи участвуют в деятельности высшего законодательного органа страны — Парламента РК), реализатор государственной этно-конфессиональной политики.

3.

Главный принцип государственной национальной политики — это дружественное взаимодействие этнических групп и конфессий на принципах взаимоуважения и взаимной ответственности, сохраняя свою уникальность и самобытность.

 

Таким образом государственным идеалом в сфере этно-конфессиональных взаимоотношений является направление на сохранение самобытной культуры каждого этноса, неприкосновенности традиционных устоев веры и морали, что совершенно не означает стремления к созданию унифицированной культуры. На протяжении более двадцати лет независимости Казахстан успешно показывает всему миру возможность плодотворного взаимодействия носителей разных культур, представителей разных этносов и конфессий.

Базовую установку государственной политики на единство в многообразии можно представить в виде пяти основополагающих принципов государственной национальной политики:

  • I. Единство народа Казахстана.
    II. Консолидирующая роль казахов.
    III. Толерантность и ответственность народа Казахстана.
    IV. Создание всех условий для развития культур и языков этносов Казахстана.
    V. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.

Итак, народ Казахстана — это общество, основанное на принципах толерантности, то есть взаимного уважения и ответственности. Государственное понимание толерантности не предполагает слияния всех этносов и культур в одну, но тесно сопряжено с принципом единства в многообразии.

Сопряжение понятий толерантности и ответственности означает, что межэтническая и межконфессиональная толерантность вовсе не означает медицинское привыкание ко всему, происходящему вокруг. Это не потакание пороку, развращающей роли неконтролируемых СМИ, не принятие аморального и деструктивного, не отказ от собственной самобытности, а ответственное отношение к происходящему вокруг. Добрые инициативы должны быть поддержаны, а зло пресечено общими усилиями. Таким образом, толерантность представителей разных этносов и конфессий — это добрососедские взаимоотношения в самом высоком понимании.

Специалисты Ассамблеи народа Казахстана на основе выступления Президента Республики Казахстан «Сила страны — в единстве народа» на ХIV сессии Ассамблеи народа Казахстана, 23 октября 2008 г.) выделяют базовые особенности казахстанской модели толеранстности:

Первое

Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.

 

Второе

Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.

Третье

Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Президент Казахстана — гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа — ежегодной сессии — выполняются всеми государственными органами. В промежутках между сессиями работу постоянного рабочего органа Совета Ассамблеи возглавляет Государственный секретарь.

Четвертое

Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Пятое

В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип — «Единство — через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.

Шестое

Межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы. Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание партий по расовой, этнической и религиозной принадлежности. Пункт 2 статьи 39 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что «признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие».

Чёткое следование идеалам построения демократического, светского, правового и социального государства, заложенным в Конституции, уже само по себе предполагает укрепление консолидации казахстанского общества. Равные перед законом, имеющие одинаковые права и обязанности граждане, невзирая на этнические и конфессиональные различия — основа здорового процветающего общества.

4.

Важным этапом проведения государственной этно-конфессиональной политики стало принятие Доктрины Единства Народа Казахстана. Создание этого документа было непростым, но после долгих обсуждений он был принят Ассамблеей народа Казахстана. Цель документа — указать обществу государственное направление на укрепление общественного согласия и единства.

Главные положения документа:

1. Одна страна — одна судьба.

Наличие общего исторического пути в прошлом, настоящем и будущем — мощный консолидирующий фактор при достижении народного единства. Пройдя совместно все трудности политических репрессий, голода и войны, этносы Казахстана естественным образом стали единым народом страны. Сохранить единство, несмотря на непростые вызовы современности, — важнейшая задача государства.

2. Разное происхождение — равные возможности.

Каждый гражданин страны имеет равные права, обязанности и возможности. Дальнейшее совершенствование в сфере демократизации общества, предупреждения появления этнической, конфессиональной и социальной напряжённости — ключевые направления дальнейшего развития страны.

3. Развитие национального духа.

«Духовное начало — это сила, которая сплачивает Нацию в единое целое… Дух Нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию. Для подъема нашего Национального Духа главными приоритетами должны стать: дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы» (Доктрина Национального Единства).

Крайне важно для развития страны ощущение граждан единым целым — единым народом Казахстана, основанное на принципах сохранения традиций укрепления патриотизма, стремления к всеобщему развитию и конкурентоспособности каждого члена общества.

Овладение государственным языком — «ключевой приоритет, главный фактор духовного и национального единства» (Доктрина Национального Единства). Это обязанность и долг каждого гражданина, главный фактор развития конкурентоспособности членов общества.

Государственная доктрина Единства народа Казахстана — это основа «для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развития демократии, диалога культур и цивилизаций» (Доктрина Национального Единства).

Таким образом Доктрина — это важнейший программный документ, устанавливающий конкретные направления и задачи развития этно-конфессионального единства народа Казахстана.

Стабильное благополучие Казахстана в сфере этно-конфессиональных отношений не означает полного отсутсвия проблем и конфликтов, невозможности их появления в будущем. Для их предотвращения ведётся активная деятельность правоохранительных органов. Однако ещё более важна в этом плане профилактическая работа. Устранение социальных проблем, социальной напряжённости — важнейший метод преодоления возможных бытовых конфликтов, способных искусственно преобрести в процессе развития национальный окрас.

Решение проблемы социальной напряжённости заключено в социальной модернизации общества, осуществляемой по государственной программе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Президент отмечает мировой кризис идеи построения общества потребления, указывая необходимость создания общества всеобщего труда, построенного на принципах производительного труда, исключения иждевенчества.

Для предотвращения конфликтов на конфессиональной почве в условиях распространения мирового религиозного экстремизма государством ведётся надзор за деятельностью религиозных объединений. В деятельности Ассамблеи народа Казахстана часто поднимается вопрос об активном контроле за деятельностью деструктивных сект, что исполняется правоохранительными органами.

Итак Казахстан — уникальное полиэтническое и поликонфессиональное государство, сумевшее создать сплочённое общество, имеющее государственную программу дальнейшего укрепеления единства. Общая судьба многонационального народа, успешная этно-конфессиональная политика Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева позволили сделать Казахстан примером для всего мирового сообщества.

Источники и литература:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года
  2. Доктрина национального единства Казахстана: Научно-практ.комментарий / Сост.: Н. П. Калашникова, Ж. У. Байбосынов. — Астана: ТОО «Дәме», 2011. — 57 с.
  3. Социальная Модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда
  4. Лекционные материалы семинара-тренинга: «Этно-конфессиональная политика Казахстана» 7—9 сентября 2012 г., г. Петропавловск.

Презентация «Этно-конфессиональная политика Казахстана»

Презентация «Этно-конфессиональная политика Казахстана»