Особенности и формы преподавания церковно-славянского языка в школе

 

Молчат гробницы, мумии и кости — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. (И. Бунин. 1915 г.)

Векулеева А.В.

Действительно, язык возник, пожалуй, с возникновением самого человечества. В древности, когда еще не было достижений разума, труда, не было орудий быта, речь, пусть на самом примитивном уровне, была… С тех пор, как человек почувствовал стремление «не быть одному», он начал стремиться к общению, т. е. создавать РЕЧЬ. «Нарекать» — значит давать имя. «Нарекать» — зн. с помощью речи отразить сущность предмета. Мы, не задумываясь, употребляем слова и выражения, происхождение которых много значило для наших предков.

В разные времена разные ученые задумывались над красотой, функциональностью, происхождением и судьбой русского языка. Дивясь богатству и красоте его, М. В. Ломоносов писал: «В нем есть великолепие Гишпанского, живость Французского, крепость Немецкого, нежность Итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость Греческого и Латинского языков». А вот известный деятель 19 в. адмирал и Министр просвещения А.Шишков в своих размышлениях о родном языке пошел дальше. Он выдвинул гипотезу о том, что все известные языки произошли от некоего одного и имеют славянские корни. Этому посвящена его книга «Славянорусский корнеслов». Почти всю свою жизнь адмирал посвятил восстановлению чистоты языка, защите его перед наносными иностранными словами, засоряющими родную речь. Век 20… М.Горький в своей статье «О языке» пишет: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено — тем оно победоносней».

И вот мы с вами, живя в 21 веке, приступаем к преподаванию церковно-славянского языка в ВШ. Нет необходимости доказывать связь русского языка с церковно-славянским — уж очень она очевидна.

Церковно-славянский язык — не только важный элемент русской православной культуры. Церковнославянизмы, действительно, составляют основу историко-культурологической лексики. Но ведь, основная функция любого языка — общение. А церковно-славянский язык — это язык и современного общения с Богом.

Благодаря знакомству с церковно-славянским языком школьники обогащают свой словарный запас, расширяют синонимические ряды(восхищение-похищение, прелесть-прельстить и т. д.), понимают происхождение слов и т. д. Это, конечно же, способствует повышению грамотности учеников. Но это не основная цель изучения ЦСЯ. Каким мы хотим увидеть своего ученика по окончанию курса церковно-славянского языка? Что мы хотим ему дать, чему научить? А, главное, зачем?

Цели курса:

  • Обучение церковному чтению для подготовки к алтарному и клиросному служению
  • Приобретение навыков осмысленного чтения и письма, текстов молитв на слух
  • Воспитание внимательного отношения к слову.

Основные задачи курса:

  • Формировать представление о языке как о живом явлении
  • Формировать понимание исторической взаимосвязи церковно-славянского языка и современного русского языка
  • Помочь учащимся в осмыслении православных ценностей
  • Воспитывать любовь к родной культуре

Таким образом, основная цель преподавания церковнославянского языка в воскресных школах — воцерковление через изучение истоков родного языка.

Веркулеева Анна Валерьевна, методист Отдела Религиозного Образования и Катехизации

Доклад на установочном семинаре законучителей Петропавловской и Булаевской епархии 6—7 октября 2012 года